ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрКонкурсыДополнительные сервисы


Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется Сетевом издании "КонсультантКиров". 

Анонс интервью:

Элемент не найден!

Возврат к списку

Прошедшие интервью:

2.JPG   Читайте ответы Юлией Сенниковой заместителем руководителя УФНС России по Кировской области.

ТЕМА: "ЛЬГОТЫ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ НАЛОГАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: КОМУ ПОЛОЖЕНЫ И КАК ИХ ПОЛУЧИТЬ"

     
berdinskih.jpg
  Читайте ответы руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора в Кировской области А.А. Бердинских.

ТЕМА: "Новые правила по охране труда с 1 сентября 2023 года"


2.JPG
  Читайте ответы Юлией Сенниковой заместителем руководителя УФНС России по Кировской области.

ТЕМА: "Уплатите имущественные налоги физических лиц
не позднее 1 декабря"


fssp.jpg
  Читайте ответы представителей Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.

ТЕМА: "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА"



RPN_1x_1x.png   Читайте ответы Елизаветы Белоусовой, руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области.

ТЕМА: "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"


 Борисенко С.Ю..jpg           Читайте ответы начальника отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Кировской области Светланы Борисенко.

Тема: "Как начислять и уплачивать НДФЛ и страховые взносы после введения Единого налогового счета и Единого налогового платежа"

     
fufacheva1.jpg   Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара с заместителем руководителя Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

ТЕМА: «ОБЗОР НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ЗА 2021 ГОД.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК В 2022 ГОДУ»



Ответы на вопросы, поступившие во время трансляции вебинара «Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году». Отвечает руководитель Государственной инспекции труда – главный государственный инспектор в Кировской области А.А. Бердинских

Ответы на вопросы, поступившие во время трансляции вебинара «Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году». Отвечает руководитель Государственной инспекции труда – главный государственный инспектор в Кировской области А.А. Бердинских

ТЕМА: «Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году. 2 часть».

Интервью состоялось 12 октября 2021 года


                      


Вопрос №1: В связи со спецификой учреждения довольно часто происходят изменения в штатном расписании: должности вводят, через несколько недель (месяцев) убирают, а затем вводят вновь. Можно ли при условии, что карта СОУТ действительна в течение 5 лет и условия труда остаются абсолютно такими же, не проводить внеплановую специальную оценку условий труда?

Ответ: В случае, если организация образует новые структурные подразделения, должности и рабочие места, ей нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда этих рабочих мест в течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию.

Правовое обоснование: В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В силу положений статьи 212 Трудового кодекса РФ в обязанности работодателя входит проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий.

Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления указанных в п. 1 ч. 1 данной статьи случаев.

Вопрос №2: Если работник получил группу инвалидности и отказался от карты ИПР (индивидуальная программа реабилитации), а условия труда на рабочем месте являются вредными в соответствии с картой СОУТ (по биологическому фактору - 3.2), может ли он продолжить работать на данном рабочем месте? Как в этом случае сохранить рабочее место за таким работником, не меняя условий труда, т.к. речь идет о медицинском работнике с определенным образованием и перевести на другое рабочее место с допустимыми условиями труда, кроме как на администратора, работодатель не сможет?

Ответ: В отношении рабочих мест инвалидов работодатель обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов (далее - ИПР).

В случае если работник отказался от карты ИПР и желает продолжить работать на прежнем рабочем месте, работодателю необходимо истребовать от работника соответствующее письменное заявление, а также в целях соблюдения требований федерального законодательства, все-таки предложить такому работнику перевод на другое рабочее место с допустимыми условиями труда, которые не противопоказаны работнику по карте ИПР.

Работодателю стоит учитывать, что наличие вредного фактора на рабочем месте, в том числе и по результатам СОУТ, являющегося для работника с группой инвалидности ограничением по выполнению трудовой функции, должно быть указано в карте ИПР.

Правовое обоснование: Требования к рабочим местам регулируются приказом Минтруда от 19.11.2013 N 685н и санитарными правилами СП 2.2.3670-20, которые утверждены постановлением главного санитарного врача от 02.12.2020 N 40.

В силу ст. 224 Трудового кодекса РФ и ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) ИПРА обязательна для исполнения организацией независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности. Указанной ИПРА определяется информация о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

Вместе с тем работник вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Согласно ст. 224 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

Статьей 23 Закона N 181-ФЗ установлено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Согласно п. 3.3 Санитарных правил СП 2.2.3670-20 в отношении рабочих мест инвалидов хозяйствующий субъект обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

В случае если условия труда на рабочем месте, на котором занят инвалид, не соответствуют ИПР, работодатель должен предложить инвалиду любую работу, подходящую ему по состоянию здоровья, а в случае его отказа или в случае отсутствия указанной работы - расторгнуть трудовой договор на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. 

Вопрос №3: Возможен ли труд рентген-лаборантов в стационаре в ночное время?

Ответ: Ограничений для привлечения в ночное время категории медицинских работников - рентген-лаборантов не установлены.

Правовое обоснование: Согласно статье 224 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса РФ к работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Частью 5 статьи 99 Трудового кодекса РФ определено, что привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не допускается.

Вопрос №4: Медосмотры по 29н: пункт 27 звучит "работы в медицинских организациях". Под этот пункт подпадают только медицинские работники учреждения или все работники вне зависимости от должности?

Ответ: В случае трудоустройства в медицинскую организацию работник обязан пройти обязательный предварительный и в течение своей трудовой деятельности периодический медицинский осмотр вне зависимости от выполняемой трудовой функции.

Правовое обоснование: В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ работники медицинских организаций проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В силу п. 1 приложения 1, утв. приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

В соответствии с разъяснениями Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 "Об обязательных медицинских осмотрах" основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются, в том числе: выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к приказу N 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 27 VI раздела приложения к Порядку при осуществлении работ в медицинских организациях требуется проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год.

Вопрос №5: В организации имеется кран-балка грузоподъемностью 6 тонн. Работники производят подъем грузов с помощью грузозахватных приспособлений (стропы). Какое им необходимо пройти обучение для выполнения данных работ? Необходимо ли обучение по профессии "стропальщик"? Если да, каким законодательным актом это регламентировано?

Ответ: Для выполнения работ по строповке грузов для их подъема с помощью грузоподъемных механизмов требуется специальное профессиональное обучение, о чем выдается удостоверение.

Правовое обоснование: По профессии "стропальщик" осуществляется профессиональное обучение (п. 160 Перечня, утв. приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513). Обучение стропальщиков должно проводиться в профессионально-технических учебных заведениях или на курсах, создаваемых на предприятиях, имеющих на это разрешение (лицензию). Для получения допуска к оценке квалификации стропальщика необходимо пройти обучение по программе дополнительного профессионального обучения (п. п. 2.1, 2.2 Типовой инструкции (РД 10-107-96); п. 4.7.1 ГОСТ 34466-2018, введен в действие приказом Росстандарта от 15.10.2019 N 974-ст).

Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной комиссии (п. 2.3 Типовой инструкции (РД 10-107-96)).

Вопрос №6: Какие ответственные лица должны быть назначены в связи с наличием кран-балки (в органах Ростехнадзора не регистрируется)? Какое необходимо пройти обучение? Каким законодательным актом это регламентировано?

Ответ: Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации подъемных сооружений, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, а также назначение ответственных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию таких подъемных сооружений, возлагается на организацию, эксплуатирующую эти подъемные сооружения. Порядок обслуживания (продления срока эксплуатации, согласования ППР и т.д.) и допуск к обслуживанию персонала ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС.

Правовое обоснование:  В соответствии с п. 145 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461, Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации "Росатом", устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС.

Вопрос №7: В каком нормативном акте прописано требование про испытание стеллажей? Какая организация имеет право проводить испытание стеллажей, лестниц-стремянок?

Ответ: Необходимости проведения проверок и испытаний стеллажей требуют отраслевые правила охраны труда (Правила охраны труда при работе на высоте, Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте). Испытания на месте эксплуатации должны проводить организации, аккредитованные в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории с соответствующей областью аккредитации.

Правовое обоснование: В соответствии с п. 10.3.2 ГОСТ Р 55525-2017 "Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия" полное техническое освидетельствование стеллажей проводят не реже одного раза в 12 месяцев организации, аккредитованные в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории с соответствующей областью аккредитации, либо предприятия - изготовители стеллажей, подвергаемых освидетельствованию.

Необходимость проведения статических испытаний стеллажей при проведении полного технического освидетельствования определяет эксплуатирующее предприятие.

Испытания на месте эксплуатации должны проводить организации, аккредитованные в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории с соответствующей областью аккредитации.

Вопрос №8: Административные работники в медицинских организациях (со 2 классом) тоже должны проходить обязательные медосмотры по п. 27?

Ответ: В случае трудоустройства в медицинскую организацию работник обязан пройти обязательный предварительный и в течение своей трудовой деятельности периодический медицинский осмотр вне зависимости от выполняемой трудовой функции и класса условий труда.

Правовое обоснование: В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ работники медицинских организаций проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В силу п. 1 приложения 1, утв. приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

В соответствии с разъяснениями Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 "Об обязательных медицинских осмотрах" основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются, в том числе: выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к Приказу N 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 27 VI раздела приложения к Порядку при осуществлении работ в медицинских организациях требуется проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год.

 

Вопрос № 9: По какому пункту проходить фармацевтическим работникам медосмотр? К какой категории работников они относятся?

Ответ: Вид работ, по которому нужно направить на медосмотр работников фармацевтических организаций, отсутствует в Порядке, утвержденном приказом N 29н. Вместе с тем, в случае если работники фармацевтической организации контактируют с фармакологическими средствами, то их следует направить на медицинский осмотр по вредным и опасным производственным факторам из пунктов 1.52 - 1.52.7 приложения к Порядку из приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. Необходимость в этом устанавливается результатами специальной оценки условий труда.

Правовое обоснование: В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на конкретных рабочих местах возможна только по результатам специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее - Методика), с учетом установленных для отдельных видов работ особенностей.

 

Вопрос № 10: Где правильно выбрать виды работ в направлении на предварительный медосмотр?

Ответ: Виды работ представлены в разделе VI приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.

Правовое обоснование: Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021, N 62277).

Вопрос № 11: Должны ли проходить курьеры медосмотры?

Ответ: Проходить предварительные и периодические медицинские осмотры курьеры должны в соответствии с разделами I - V приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) факторов на рабочем месте, начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше (для разделов I - V приказа N 988н/1420н), а также в случае выполнения ими работ, перечисленных в разделе VI приказа N 988н/1420н, вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах.

Правовое обоснование: Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020.

В силу п. 1 приложения 1, утв. приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда в целях применения трудового законодательства, в том числе установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, возможно только по результатам специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее - Методика), с учетом установленных для отдельных видов работ особенностей.

В соответствии с разъяснениями Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 "Об обязательных медицинских осмотрах" основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:

1) вредные условия труда (3 класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";

2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека, и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);

3) выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к приказу N 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вопрос № 12: Должны ли офисные работники ЖКХ проходить периодический медосмотр?

Ответ: Да, так как офисные работники осуществляют работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения. При этом законодательство не делает исключения по характеру выполняемой трудовой функции.

Правовое обоснование: В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ работники медицинских организаций проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В силу п. 1 приложения 1, утв. приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

В соответствии с разъяснениями Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 "Об обязательных медицинских осмотрах" основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются, в том числе: выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к приказу N 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 26 VI раздела приложения к Порядку при осуществлении работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, требуется проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год.

Продолжение читайте по ссылке



Возврат к списку