ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Интервью с заместителем руководителя Управления - начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

Интервью с заместителем руководителя Управления - начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

ТЕМА: «Основные изменения законодательства о контрактной системе».

Интервью состоялось 26 ноября 2019 года 

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2    
                      

Изменения, подготовка над которыми велась ФАС России совместно с Минфином России и Федеральным казначейством, исключают цикличность проведения закупок, позволяют упростить и ускорить закупочный процесс и оптимизируют систему планирования.

 

- Какие изменения произошли в 2019 г. в сфере контроля закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

С 1 июля 2019 г. Правительство РФ должно разработать единый для всех органов контроля в сфере закупок порядок проведения плановых и внеплановых проверок, который определит предмет, форму, сроки, периодичность проверок с учетом отнесения субъектов контроля к определенной категории рисков. Однако до настоящего времени такой порядок не разработан.

Уточнена информация, которая может служить основанием проведения внеплановой проверки:

  • заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;

  • обнаружение контрольным органом признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок;

  • сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения.

 

- Какие новые требования законодательства следует учесть заказчикам при закупке строительных работ?

Внесены изменения в постановление Правительства РФ N 99 (дополнительные требования к участникам закупки):

  • установлены дифференцированные требования о наличии опыта (в зависимости от НМЦК);

  • в отдельную группу выделены линейные объекты, объекты некапитального строительства;

  • появились новые виды работ, при которых устанавливается дополнительное требование о наличии опыта у участника закупки (строительство некапитального строения, сооружения, благоустройство территории, ремонт, содержание автомобильных дорог).

Кроме того, изменения коснулись и порядка оценки заявок (постановление Правительства РФ N 1085). При проведении закупки строительных работ в качестве нестоимостных критериев может быть только критерий "опыт", значимость - 40%.

У участников появилась возможность участия в электронных торгах в сфере строительства путем подачи только "согласия" на исполнение контракта в соответствии с требованиями проектно-сметной документации после автоматической проверки предквалификации на электронной площадке. Сам аукцион начнется через 4 часа после времени окончания подачи заявок вместо 2 дней, как это было ранее.

 

- Какие закупочные процедуры могут применяться заказчиками, с учетом вступивших в силу изменений, при осуществлении закупок услуг отдыха и оздоровления детей?

С 01.05.2019 установлена обязанность заказчиков осуществлять закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме, запроса котировок или у единственного поставщика. При этом участники конкурсов должны иметь опыт исполнения аналогичного контракта.

Такие меры позволят допускать к средним и крупным контрактам компании, обладающие необходимым уровнем квалификации (который можно получить на небольших контрактах) и предлагающие наилучшие условия, что минимизирует риски, связанные с безопасностью и здоровьем детей.

 

- Какие новшества вступили в силу с 2019 года по закупкам у единственного поставщика?

Изменения коснулись следующих случаев части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе:

  • пункт 4: увеличение цены контракта со 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., при этом общий объем закупок остался прежний - 2 млн. руб., или 5% среднегодового объема закупок, но не более 50 млн. руб.;

  • пункт 5: увеличение цены контракта с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб., а также увеличение общего объема закупок у единственного поставщика по указанному основанию с 20 млн. руб. до 30 млн. руб. Добавлены заказчики - дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел;

  • пункт 13: добавлены права на произведения литературы и искусства определенных авторов;

  • пункт 17: закупка у единственного поставщика музыкальных инструментов.

 

- Как определяется сторонами размер ответственности сторон за неисполнение/ненадлежащее исполнение контракта? Какие произошли изменения в части установления размера ответственности сторон в контракте? Какие действия сейчас заказчику необходимо совершить на этапе исполнения контракта?

Не нужно составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта.

Размер штрафа: исключены слова "в виде фиксированной суммы", достаточно указать %. Пени - 1/300% (раньше - не менее 1/300%). Кроме случаев, когда для поставщика законодательством установлен иной порядок начисления пени/штрафов (например, ФЗ "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ: пени - 1/130%).

Если отраслевым законом предусмотрен иной срок оплаты, отличный от 30 дней/15 рабочих дней, заказчик устанавливает срок оплаты, предусмотренный специальным законодательством.

Правительство РФ получило право утвердить Порядок установления требований к формированию и размещению информации и документов в ЕИС и на электронных площадках.

Минфин России получил право разрабатывать типовые контракты, типовые условия контрактов, если таковые еще не разработаны профильными ведомствами.

С 1 июля 2019 года у заказчиков появилась возможность заключения контракта со вторым участником в случае расторжении контракта с победителем торгов:

  • при расторжении контракта с победителем по решению суда или по соглашению сторон заказчик вправе заключить контракт с участником, занявшим второе место, без проведения новой закупки;

  • в случае одностороннего расторжения контракта такое право появляется после включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

 

- Действительно ли, с учетом последних изменений, сокращены сроки для обжалования итогов закупки? Изменились ли сроки по принятию решений о внесении участников в РНП?

С 12 мая этого года сокращены сроки обжалования итогов закупки с 10 до 5 дней (за исключением лица, с которым заключается контракт).

Срок принятия решений о внесении участников в Реестр недобросовестных поставщиков сокращен с 10 рабочих дней до 5 рабочих дней.

Отмечу, что при рассмотрении жалоб заказчику больше не требуется представлять документы на бумажном носителе, если они размещены в электронном виде на сайте ЕИС. В законе уточнено, что документы в электронном виде имеют безусловный приоритет над бумажными.

 

- Какие еще изменения произошли в законодательстве за 2019 год?

Предусмотрена возможность осуществлять закупку по цене за единицу товара, работы или услуги в случае невозможности определить общий объем. Эта мера направлена на упрощение закупочного процесса.

Также заказчику надлежит возвращать поставщику обеспечение контракта не позднее 30 дней с даты исполнения поставщиком всех обязательств, а в случае проведения закупки среди СМП этот срок сокращается до 15 дней.

Оптимизирована система планирования: исключена необходимость 10-дневного моратория на размещение закупки заказчиком после изменения им плана-графика, введен единый документ по планированию вместо плана и плана-графика закупок.

ФАС России совместно с Минфином России и Федеральным казначейством готовят новый пакет поправок. Планируется развивать электронные магазины, которые должны упростить и ускорить закупочный процесс для заказчиков и предпринимателей. Закупки должны совершаться за 1 - 2 дня. Также будет совершенствоваться процедура одностороннего расторжения контрактов в части соблюдения баланса интереса сторон. Необходимо усилить контроль за реализацией нацпроектов для повышения качества их результатов.


Возврат к списку