ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Ответы на вопросы, поступившие от пользователей сайта в рамках интернет-интервью с заместителем начальника Главного управления МЧС России по Кировской области – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы К.В. Барминым

Ответы на вопросы, поступившие от пользователей сайта в рамках интернет-интервью с заместителем начальника Главного управления МЧС России по Кировской области – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы К.В. Барминым

ТЕМА: «Актуальные вопросы пожарной безопасности. Часть2».

Интервью состоялось 29 апреля 2021 года


                      



Вопрос №1: Пункт 37 Правил противопожарного режима в РФ (далее - ППР в РФ) устанавливает, что светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской. Чем регламентируется этот отличительный знак, его вид, размер, место установки?

Ответ: В соответствии с п. 7.6.8 свода правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" (утв. приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 777/пр) (ред. от 20.11.2019) осветительные приборы аварийного освещения предусматриваются либо постоянного действия, включенными одновременно с осветительными приборами рабочего освещения, либо непостоянного действия, автоматически включаемыми при нарушении питания рабочего освещения в данной зоне. В случае применения для рабочего и аварийного освещения светильников с однотипным корпусом светильники аварийного освещения должны быть маркированы буквой "А" красного цвета.

Согласно ч. 9 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

Вопрос №2: П. 43 ППР в РФ обязывает руководителя организации определять порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Что является горючими отложениями? Требуется ли такая очистка вентиляции в административном здании?

Ответ: Помимо вышеуказанного, пунктом 43 ППР в РФ определено, что очистка вентиляционных систем взрывопожароопасных и пожароопасных помещений осуществляется взрывопожаробезопасными способами.

Кроме того, с 30.04.2021 вступил в силу приказ МЧС России от 17.02.2021 N 88 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности".

В приложении 1 к указанному приказу, утверждающем форму проверочного листа для объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности, в Перечне вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении обязательных требований пункта 43 ППР в РФ, входят пункты N 110: "Определены ли порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений?", п. 111: "Проводятся ли не реже 1 раза в год работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта?", п. 112: "Осуществляется ли очистка вентиляционных систем взрывопожароопасных и пожароопасных помещений взрывопожаробезопасными способами?".

Исходя из содержания ППР и п. п. 110, 111, 112 перечня вопросов в приложении 1 к приказу МЧС России N 88 следует, что работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений следует предусматривать в случаях, когда указанное оборудование и воздуховоды обслуживают взрывопожароопасные и пожароопасные помещения, размещаемые в зданиях общественного назначения (в том числе и в административных зданиях). Например, к таким вентсистемам можно отнести системы вытяжной вентиляции в лабораторных помещениях, в помещениях предприятий общественного питания (из горячих цехов, от жарочных плит и духовых шкафов, грилей), где в вытяжных устройствах возможно накопление жировых отложений, или в мастерских по деревообработке в образовательных организациях, где может скапливаться древесная пыль, и т.п.

Для объектов защиты производственного назначения разработано дополнительное приложение 8, в котором вопросам организации работ по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений отведены пункты 6, 7 Перечня контрольных вопросов, на предмет соответствия пункту 124 ППР в РФ.

Вопрос №3: П. 48 ППР в РФ требует указать направление к источникам противопожарного водоснабжения. На каком расстоянии от источника требуется устанавливать указатели, с каким шагом и в каких местах, применительно к коридорам административного здания?

Ответ: Частью 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе хозяйственно-питьевые и противопожарные).

Применительно к указателям обозначения пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода и направления движения к ним установлено, что они выполняются со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Для обозначения пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода используется знак F02 в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная".

Для направления движения к пожарному крану используется знак F01-01 "Направляющая стрелка", который используется только вместе со знаком F02 для указания направления движения к месту нахождения (размещения) ПК.

В зданиях указатели ПК должны размещаться непосредственно у пожарных кранов, а также по направлению движения к ним, в местах поворотов коридоров, в случае сложной конфигурации здания, с целью быстрого нахождения ПК. Шаг и места установки этих указателей определяются руководителем организации. Указатели направления движения должны надежно крепиться к стенам, размещаться на высоте не менее 2 метров, в местах, обеспечивающих их беспрепятственную видимость (для знаков в месте установки пожарного крана допускается их установка на дверцу пожарного шкафа).

Вопрос №4: П. 10 ППР в РФ. Разъясните, в каком месте следует разместить информацию о защищаемых АПС помещениях: непосредственно рядом с прибором или можно в документации, находящейся в помещении с приборами?

Ответ: Согласно п. 10 ППР в РФ информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, должна размещаться в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных (т.е. непосредственно у места установки, на стене рядом с прибором, на щите, где установлен прибор, в ряде случаев - непосредственно на приборе (если это предусмотрено конструкцией прибора)).

Вопрос №5: Каковы функции лица, ответственного за пожарную безопасность, в приказе МЧС России N 645 и лица, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, в п. 4 ППР в РФ? Почему в ППР РФ нет требования о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность, который имеется в приказе МЧС России N 645?

Ответ: В соответствии с п. 4 ППР в РФ руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.

Согласно п. 394 ППР в РФ лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, указываются в инструкции о мерах пожарной безопасности. При этом, кроме ответственности за обеспечение пожарной безопасности, лица (лицо) отвечают в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;

б) организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;

д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;

е) прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

ж) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;

з) осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;

и) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

к) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

л) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

м) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

н) по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

о) организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" классифицирует лиц, ответственных за пожарную безопасность, лишь в контексте необходимости прохождения ими обучения мерам пожарной безопасности с отрывом от производства, а также проведения обучения работников непосредственно в организации по специальным программам пожарно-технического минимума.

Вопрос №6: Требуется ли заключение МЧС при открытии объекта - кафе?

Ответ: Заключение МЧС России для открытия кафе не требуется.

Вопрос №7: По новым Правилам противопожарного режима в РФ, с 01.01.2021 необходимо заполнять Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Этот журнал полностью заменяет Журнал учета первичных средств пожаротушения или все же дублирует его?

Ответ: Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (допустимо вести журнал в нескольких томах, разделах). Ведение журнала учета первичных средств пожаротушения вступившими в силу с 01.01.2021 ППР в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, не предусмотрено.

Вопрос №7: На предприятии имеются инструкции по ПБ по промышленным площадкам, расположенным по разным адресам. На головной промплощадке N 1 имеются три здания, пристроенные друг к другу, административное здание и производственный корпус соединены между собой проходами и разделены противопожарными дверями, причем один из трех корпусов (зданий) имеет и производственные участки, и административные помещения (кабинеты). Нужно ли создавать для каждого корпуса здания отдельную инструкцию в соответствии с ППР?

Ответ: В соответствии с п. 2 ППР в РФ инструкция о мерах пожарной безопасности утверждается в отношении каждого здания, сооружения в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

Вопрос №8: Предприятие арендует помещения, расположенные на территории другого предприятия. На данный участок (промплощадку) разработана общая инструкция по ПБ нашего предприятия. Нужно ли разрабатывать инструкции для зданий (помещений), которые мы арендуем, или достаточно общей инструкции для промплощадки (на промплощадке работают 3 человека)? Или нужно руководствоваться только инструкцией арендодателя?

Ответ: В соответствии с п. 2 ППР в РФ инструкция утверждается руководителем организации независимо от того, кто является учредителем (далее - руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в отношении каждого здания, сооружения с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

Согласно п. 392 ППР в РФ инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Внимательно прочитайте раздел 18 ППР в РФ. Инструкцию потребуется разработать для каждого арендуемого здания, сооружения, так как специфика пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования может отличаться от того, что указано в инструкции арендодателя, с учетом требований п. п. 393, 394 ППР в РФ.

Вопрос №8: Составление декларации обязательно, если здания относятся к Ф5, этажностью выше 3 этажей?

Ответ: Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.

В отношении производственных объектов в соответствии с п. 5. ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации потребуется для отдельно стоящих объектов капитального строительства, которые предназначены для осуществления производственной деятельности, с количеством этажей более двух, общая площадь которых составляет более чем 1500 квадратных метров, а также объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Если суммарная площадь этажей трехэтажного здания производственного назначения (Ф5) превышает 1500 кв. метров, декларацию необходимо составить и направить ее в орган ГПН для регистрации. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171.

Вопрос №9: В здании класса функциональной пожарной опасности Ф5 имеются помещения (на 1 этаже), которые относятся к Ф3.1 (торговля) и Ф3.2 (общественное питание). Обязательно или добровольно составлять декларацию на них?

Ответ: Согласно положениям ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.

Соответственно для помещений Ф3.1 и Ф3.2, встроенных в здание Ф5, предоставление в обязательном порядке отдельных деклараций пожарной безопасности не потребуется.

Вопрос №10: С 1 сентября 2020 года восстановлено действие ГОСТ Р 57974-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования" (далее - ГОСТ), определяющего требования к проведению проверки работоспособности систем противопожарной защиты. Обязательно ли применение требований ГОСТ Р 57974-2017, который указывает, что для проверок работоспособности систем противопожарной защиты необходимо привлекать аккредитованные организации?

Ответ: Указанный ГОСТ Р 57974-2017 является документом исключительно добровольного применения, не включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденный приказом Росстандарта от 14.07.2020 N 1190.

Неисполнение требований ГОСТ не квалифицируется надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований и не влечет административной ответственности.

НА ЗАМЕТКУ:

Читайте первую часть интервью по ССЫЛКЕ

Смотрите запись вебинара «Пожарная безопасность в организации: документы, ответственные, проверки, штрафы и обучение».  


Возврат к списку