Уважаемые посетители сайта!
Прошедшие интервью:
Читайте ответы Юлией Сенниковой заместителем руководителя УФНС России по Кировской области.ТЕМА: "ЛЬГОТЫ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ НАЛОГАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: КОМУ ПОЛОЖЕНЫ И КАК ИХ ПОЛУЧИТЬ" |
||
|
Читайте ответы руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора в Кировской области А.А. Бердинских.ТЕМА: "Новые правила по охране труда с 1 сентября 2023 года" |
|
Читайте ответы Юлией Сенниковой заместителем руководителя УФНС России по Кировской области.ТЕМА: "Уплатите имущественные налоги физических лиц
|
|
Читайте ответы представителей Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.ТЕМА: "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА" |
Читайте ответы Елизаветы Белоусовой, руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области.ТЕМА: "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" |
Читайте ответы начальника отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Кировской области Светланы Борисенко.Тема: "Как начислять и уплачивать НДФЛ и страховые взносы после введения Единого налогового счета и Единого налогового платежа" |
||
Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара с заместителем руководителя Кировского УФАС России И.Н. ФуфачевойТЕМА: «ОБЗОР НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ЗА 2021 ГОД.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК В 2022 ГОДУ» |
Ответы на вопросы, поступившие от пользователей сайта в рамках интернет-интервью с заместителем начальника Главного управления МЧС России по Кировской области – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы К.В. Барминым
ТЕМА: «Актуальные вопросы пожарной безопасности».
Интервью состоялось 22 апреля 2021 года
Ежегодно к Дню образования пожарной охраны России, который отмечается 30 апреля, «КонсультантКиров» проводит интервью с представителями Главного управления МЧС России по Кировской области. Сегодня мы поговорим с заместителем начальника Главного управления– начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Константином Барминым о вопросах организации контрольно-надзорной деятельности и актуальных вопросах обеспечения пожарной безопасности. Также Константин Васильевич ответил на ряд актуальных вопросов, поступивших в рамках Интернет-интервью.
Вопрос: Константин Васильевич, расскажите об основных тенденциях развития системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, о роли государственного пожарного надзора.
Ответ: Федеральный государственный пожарный надзор это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, а также принятие мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Помимо государственных функций по контролю за обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты и лицензионного контроля, органы ГПН осуществляют предоставление, в том числе и в электронном виде, государственных услуг, таких как лицензирование в области пожарной безопасности, рассмотрение и согласование специальных технических условий, регистрация деклараций пожарной безопасности и копий заключений по результатам независимой оценки пожарного риска, предоставление информации о присвоенной объекту защиты категории риска. При этом преобладающая роль по отношению к надзорным мероприятиям отводится профилактической работе.
Сегодня ключевым вектором в обновлении нормативной правовой и технической базы в области пожарной безопасности является реализация механизма "регуляторной гильотины". Основная цель реформирования - исключение устаревших (дублирующих) требований и введение понятных, обоснованных норм. МЧС России является активным участником "регуляторной гильотины", в рамках которой отменено 53 постановления Правительства РФ и 125 ведомственных актов, устанавливающих обязательные требования в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах. Ведется работа по внесению изменений в основные нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, такие как Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". С 1 января 2020 года полностью переработаны и вступили в силу "новые" Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479. Все названные акты прошли процедуру обсуждения с участием органов исполнительной власти субъектов РФ, экспертов и бизнес-сообщества.
Кроме того, Министерством проводится планомерная работа по снятию дополнительных административных нагрузок. Органы ГПН в настоящее время не осуществляют никаких разрешительных функций в области градостроительной деятельности. С 1 января 2021 года отменена необходимость получения заключения органа ГПН при лицензировании образовательной деятельности.
В июле 2020 года принят базовый Федеральный закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248), который вступает в силу с 1 июля 2021 года.
На основе указанного Федерального закона Министерством осуществлена корректировка модели риск-ориентированного подхода при планировании проверок и осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Для упрощения определения категорий риска поднадзорных объектов разработан онлайн-калькулятор, который размещен на официальном сайте МЧС России в разделе "Профилактическая работа и контрольно-надзорная деятельность". При этом правообладатели объектов могут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых объектов к соответствующей категории риска.
Такая модель позволяет индивидуально определять периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий, что соответственно снижает необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных собственников объектов.
Отмечаю, что для объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска определена следующая периодичность проведения плановых проверок по пожарной безопасности:
- для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
- в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Федеральный государственный пожарный надзор в отношении территорий садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, земельных участков, многоквартирных жилых домов высотой до 28 метров осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований, проводимых не чаще чем один раз в 3 года.
Предусматривается, что срок проведения проверок не будет превышать 10 рабочих дней, вместо действующих на сегодня 20 рабочих дней. Кроме того, планируется проведение целого комплекса профилактических мероприятий, таких как информирование, объявление предостережения, консультирование, обобщение правоприменительной практики. При этом в отношении объектов защиты повышенного риска, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного и общего образования, деятельность детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска в течение одного года с момента получения информации о начале осуществления деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию будет проводиться обязательный профилактический визит.
Перечни категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков ведут Главные управления МЧС России по субъектам РФ и размещают их на официальном сайте, перечни объектов, которым присвоена более низкая категория (средний, умеренный риски), ведутся в территориальных подразделениях надзорной деятельности.
Присвоенная объекту категория риска впоследствии может меняться - как повышаться, так и понижаться. Например, если в отношении объекта проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) с выводом о соответствии объекта установленным требованиям или на объекте ведется круглосуточный мониторинг работоспособности систем противопожарной защиты дежурным персоналом, обеспечивается круглосуточная охрана специализированной организацией или создано подразделение пожарной охраны, такому объекту при расчете будет присвоена более низкая категория.
И наоборот, если в отношении объекта защиты имеется действующее предписание с нарушениями, касающимися содержания путей эвакуации, систем противопожарной защиты, обеспечения деятельности пожарных подразделений, либо в здании проведена несогласованная перепланировка или реконструкция или на объекте зарегистрирован пожар за последние 5 лет, а также если правообладатель объекта защиты не предоставил в установленном порядке декларацию пожарной безопасности или не уведомил надзорный орган о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, нарушение которых послужило поводом для выдачи собственнику предостережения о недопустимости их нарушения, либо в надзорном органе имеются сведения о ненадлежащей работе при пожаре систем пожарной автоматики, равно как если указанные системы противопожарной защиты и электропроводка смонтированы на объекте более 10 лет назад и не подвергались капитальному ремонту, - все это отрицательно скажется на результате расчетов. Объект будет проверяться чаще.
Вопрос: Константин Васильевич, несмотря на проводимые в рамках "регуляторной гильотины" мероприятия, обывателю сложно разобраться во всем многообразии документов по пожарной безопасности. Поясните, пожалуйста, Вашу позицию насчет этого вопроса.
Ответ: С 1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Наиболее важные моменты Федерального закона N 247-ФЗ:
обязательные требования могут вступать в силу только с 1 марта или 1 сентября;
нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, могут действовать не более 6 лет (потом осуществляется их переоценка);
вводится необходимость создания реестра обязательных требований, а органы надзора должны подготовить руководство по соблюдению обязательных требований;
МЧС России сформированы и размещены на официальном интернет-сайте обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора.
На сегодня это 8 нормативных правовых актов. К ним относятся упомянутые выше Федеральные законы "О пожарной безопасности" и "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, а также постановление Правительства РФ от 22.07.2020 N 1084 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" и постановление Правительства РФ от 31.08.2020 N 1325 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска". Кроме того, есть ряд приказов МЧС России, для которых установлен ограниченный срок нахождения в указанном перечне до 01.09.2021: это нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" и приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".
Помимо этого имеется перечень нормативных документов по пожарной безопасности, которые Министерство в рамках "регуляторной гильотины" переработало в 2020 году в форме издания совершенно новых, а в часть документов внесены существенные изменения и дополнения. Речь идет о документах, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". На сегодняшний день в утвержденный приказом Росстандарта от 14.07.2020 N 1190 перечень входят 240 нормативных документов по пожарной безопасности (национальных стандартов и сводов правил). Такого количества документов не стоит пугаться, так как большинство из них составляют национальные стандарты (ГОСТ), которые устанавливают требования к различным методам контроля и испытаний. Основными же применяемыми документами являются порядка 10 сводов правил, предъявляющие требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам, огнестойкости объектов защиты, ограничению распространения пожара и системам противопожарной защиты.
Кроме того, Министерством проводится определенная работа по созданию так называемых "механизмов самопроверки", позволяющих собственнику самостоятельно оценить состояние пожарной безопасности объекта защиты. Так, 19 апреля 2021 года зарегистрирован в Минюсте РФ приказ МЧС России от 17.02.2021 N 88 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами ФГПН МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности". Проверочные листы разработаны для поселений и населенных пунктов, для объектов всех классов функциональной пожарной опасности, а также подготовлены дополнительные чек-листы для объектов различного назначения (например, для культурно-зрелищных объектов, научных и образовательных организаций, объектов проживания людей и т.д., различных производственных объектов и объектов хранения). Воспользовавшись списками контрольных вопросов применительно к собственному объекту, можно подготовиться к предстоящей проверке.
Вопрос: Сравнительно недавно вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся дополнения штрафных санкций по ст. 20.4, таким видом административного наказания, как административное приостановление деятельности. Расскажите об этом подробнее.
Ответ: Действительно, с 20 марта 2021 года статья 20.4 КоАП РФ была дополнена частью 2.1, предусматривающей в числе прочего административное приостановление деятельности юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на срок до тридцати суток за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Вопрос: Какую работу проводит Министерство по вопросам предупреждения гибели несовершеннолетних на пожарах.
Ответ: МЧС России совместно с заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления в порядке исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс мероприятий. При участии МЧС России в период 2018 - 2020 годов в рамках целевых региональных и муниципальных программ в местах проживания многодетных семей установлено свыше 417 тыс. автономных дымовых пожарных извещателей (по России). Срабатывание данных систем способствовало спасению 1209 человек, в том числе 617 детей.
В 2020 году утвержден свод правил СП 486.1311500.2020, закрепивший перечень объектов, подлежащих защите автоматическими установками пожарной автоматики, предусматривающий оборудование жилых помещений (комнат), прихожих и коридоров квартир в зданиях высотой до 75 метров автоматической пожарной сигнализацией, автономными дымовыми пожарными извещателями. Установка автономных пожарных извещателей должна предусматриваться и в одноквартирных жилых домах независимо от этажности. Документ вступил в силу с 1 марта 2021 года.
Вопрос: Впереди весенне-летний пожароопасный период. Какие мероприятия проводятся в целях профилактики пожаров? Какие правила следует соблюдать гражданам при использовании открытого огня?
Ответ: Сотрудники государственного пожарного надзора проводят необходимую сезонную профилактическую работу в виде рейдов, профилактических бесед с населением, размещения на стендах агитационных материалов. Особое внимание уделяется предотвращению сжигания мусора рядом с жилыми домами, надворными постройками, соблюдению требований пожарной безопасности при разведении костров и приготовлении пищи с применением открытого огня. За нарушения гражданам могут назначаться следующие виды наказания:
- предупреждение или административный штраф от 2 до 3 тыс. рублей;
- если нарушение совершено на территории, на которой действует особый противопожарный режим, административный штраф уже составит от 2 до 4 тыс. рублей (предупреждение не предусмотрено);
- если же нарушение повлекло возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, административный штраф гражданину составит от 4 до 5 тыс. рублей.
Напомню основные требования правил противопожарного режима по порядку содержания территории и использования открытого огня на территории населенных пунктов.
На землях общего пользования, территориях частных домовладений запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву и иные отходы, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления. Запрещено устраивать свалки горючих отходов на территориях, прилегающих к жилым, садовым домам, к имуществу садоводческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения.
Использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:
- место использования открытого огня должно быть выполнено в виде ямы (глубиной 0,3 метра и не более 1 м в диаметре) или площадки с емкостью, выполненной из негорючих материалов, объемом не более 1 куб. метра;
- место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, постройки, открытого склада, скирды), 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев;
- территория вокруг в радиусе 10 метров должна быть очищена от сухостоя, сухой травы, валежника, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,4 метра;
- лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения, а также мобильным средством связи.
При использовании открытого огня в несгораемой емкости, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов, минимально допустимые расстояния могут быть уменьшены вдвое (до зданий, построек, скирд - 25 метров). При этом не требуется устройство минерализованной полосы, но территорию необходимо очистить. Емкость должна использоваться с металлическим листом (крышкой).
При приготовлении пищи в мангалах, жаровнях на территории населенного пункта, на садовых участках противопожарное расстояние от очага до зданий и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки - до 2 метров. Мангал, жаровня должны быть прочно установлены на площадке.
В вышеуказанных случаях расстояние до площадки с несгораемой емкостью от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка должно составлять не менее 50 метров и не менее 15 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев.
Не допускается использовать открытый огонь в противопожарных расстояниях между хозяйственными постройками на своем участке и домами на соседних участках, а также между своим и соседским домом, в противопожарных разрывах между домом и постройками на своем участке до любых строений на территории общего назначения.
В случае обнаружения пожара следует сообщить об этом по телефону в пожарную охрану, набрав номер 101 или 112.
А теперь переходим к ответам на вопросы пользователей нашего сайта:
Вопрос: Наиболее актуальный на сегодня вопрос для граждан - как сделать дом безопаснее? Что Вы можете посоветовать?
Ответ: Во-первых, необходимо повышать культуру пожарной безопасности в целом, соблюдать элементарные меры предосторожности при обращении с огнем.
Рекомендуем установить автономный пожарный извещатель - это дополнительное средство защиты от пожара в жилье, реагирующее на дым в начальной стадии возгорания, когда потушить огонь можно подручными средствами. Датчик издает достаточно громкий сигнал, который способен разбудить даже глубоко спящего человека. Извещатель прост в эксплуатации, его можно приобрести и установить самостоятельно. Периодически требуется менять батарейки и продувать камеру с оптико-электронным датчиком, чтобы избежать ложных срабатываний от осевшей пыли. Следует отметить, что во вновь построенных жилых домах, в том числе индивидуальных, установка автономных пожарных извещателей обязательна.
Кроме того, советуем оснастить жилые помещения и хозяйственные постройки огнетушителями, наиболее универсальными из которых являются углекислотный или порошковый.
Вопрос: Согласно проекту приказа МЧС России обучения работников организаций пожарно-техническому минимуму не будет, будут только инструктажи. Однако в ППБО 157-90 "Правила пожарной безопасности в лесной промышленности" обучение ПТМ должно производиться перед каждым пожароопасным сезоном. Сохранится ли обязанность организации лесной промышленности в обучении своих работников ПТМ?
Ответ: На сегодняшний день в связи с вступлением в силу Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР.
Соответственно при определении порядка обучения мерам пожарной безопасности следует руководствоваться действующими Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1479, в рамках которого обучение проводится в виде противопожарных инструктажей, а также по дополнительным профессиональным программам (замена пожарно-техническому минимуму).
Порядок прохождения обучения будет регламентирован соответствующим нормативным правовым актом, который заменит действующий на сегодня приказ МЧС России N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", срок действия которого ограничен до 01.09.2021.
Вопрос: У нас административно-офисное помещение, в котором отделка коридора выполнена обычными панелями МДФ. Думаем обработать их специальным огнезащитным составом. Кто должен проводить эти работы? Можно ли сделать это самостоятельно? Какие документы необходимо предоставлять пожарной инспекции?
Ответ: Федеральным законом от 22.08.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены обязательные требования к отделке стен, потолков и покрытий полов на путях эвакуации, к которым относятся общие коридоры в зданиях различных классов функциональной пожарной опасности. Следует обратиться к таблице 28 Технического регламента и уточнить, какой класс пожарной опасности должен иметь примененный для отделки стен материал (панели МДФ). Например, в офисных зданиях (класс Ф 4.3) этажностью не более 9 этажей или высотой не более 28 метров для отделки стен на путях эвакуации в коридорах должны применяться материалы класса не более КМ3 (показатели Г2, В2, Д3, Т2, РП2). Информацию о классе пожарной опасности примененных панелей МДФ следует уточнить в сертификате соответствия требованиям пожарной безопасности на данный отделочный материал. Если панель имеет худшие показатели по сравнению с требуемыми, их следует демонтировать.
Решение о проведении огнезащитной обработки панелей МДФ огнезащитным покрытием в данном случае считается нецелесообразным и более затратным. Во-первых, необходимо найти такой огнезащитный состав, при обработке которым именно панелей МДФ достигается необходимый класс пожарной опасности декоративно-отделочного материала. Для этого обратитесь к организациям, выпускающим огнезащитные составы, или организациям, имеющим лицензию МЧС России на право проведения огнезащитных работ и обладающим достаточным опытом в этой области. Если Вам удалось найти такой огнезащитный состав, учтите, что для поверхностной обработки панелей их необходимо будет снять со стен (т.к. панель обрабатывается со всех сторон). Обработке будут подлежать также крепежные элементы, направляющие, если они выполнены из горючих материалов. Работы должны выполняться по технологии, установленной заводом-изготовителем, организацией, имеющей лицензию на проведение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций. Должны быть оформлены и переданы заказчику приемо-сдаточные документы, акты выполненных работ, документы о проверке состояния огнезащитного покрытия, сертификаты и техническая документация на состав. Инспектору при проверке должны быть предоставлены достоверные данные о том, что фактически огнезащита проведена, нанесена в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, и что требуемый класс пожарной опасности отделочного материала достигнут. Отмечу, что огнезащитные покрытия имеют ограниченный срок эксплуатации, и со временем потребуется последующая обработка с повторением всех указанных операций. Кроме того, нормативными документами по пожарной безопасности не допускается использовать средства огнезащиты в местах, исключающих возможность их периодической замены или восстановления, а также контроля их состояния. Все эти факторы Вам необходимо учесть при принятии решения о проведении огнезащиты панелей МДФ на путях эвакуации.
Вопрос: В соответствии с правилами противопожарного режима на каждом объекте предусмотрено ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. При этом форма журнала отсутствует. Какие имеются рекомендации по ведению указанного журнала?
Ответ: Правилами противопожарного режима предусмотрено, что все работы, связанные с проверками работоспособности, исправности, технического обслуживания систем противопожарной защиты, средств обеспечения пожарной безопасности на объекте, должны фиксироваться в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. В большинстве случаев контроль за заполнением данного журнала возложен на ответственных лиц объекта, назначенных руководителем. Но ряд работ (например, обслуживание систем пожарной автоматики, оповещения, противодымной защиты, противопожарного водопровода) выполняется представителями сторонних организаций - лицензиатов, которым тоже необходимо оставлять запись в указанном журнале. Соответственно целесообразней вести журнал в печатном виде, разбив его на несколько разделов, чтобы лица, ответственные за проведение работ и выводы по результатам проверок, имели доступ к журналу и оставляли в нем "живую" подпись.
Форма журнала в правилах не установлена, поэтому ее определяет руководитель объекта. Полагаем, что в обязательном порядке журнал должен содержать сведения:
- о дате и виде проводимых проверок или испытаний;
- о наименовании и видах проверяемых систем, установок, оборудования;
- о результатах проведенных проверок и испытаний;
- сведения о лице, проводившем проверку;
- подпись лица, проводившего проверку.
Примерные формы журналов имеются в территориальных подразделениях надзорной деятельности, куда Вы можете обратиться за консультациями.
Вопрос: В связи с введением особого противопожарного режима в городе Кирове при проведении проверки и выявлении нарушений по пожарной безопасности инспектор составил административный протокол по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Не учитывая, по нашему мнению, что дополнительные требования пожарной безопасности, указанные в постановлении администрации города Кирова, организацией не нарушены. Правомерно ли поступил инспектор, лишив нас возможности ограничиться предупреждением?
Ответ: В силу статьи 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим может вводиться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления. На период действия особого противопожарного режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие запрет на осуществление определенных действий, таких как посещение гражданами лесов, запрет топки бань, печей, и подобные меры.
Вместе с тем диспозиция части 2 статьи 20.4 КоАП РФ ("те же нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.4, совершенные в условиях особого противопожарного режима") не содержит исключений в отношении требований и дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, все нарушения требований пожарной безопасности, совершенные на определенной территории в период действия на ней особого противопожарного режима, будут квалифицироваться как нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ (см. пример: определение Верховного суда РФ от 23 октября 2013 г. N 3-АПГ13-3).
Вопрос: На сегодняшний день у нас есть проект перепланировки, разработанный проектной организацией. Хотелось бы, чтобы специалисты МЧС России оценили, все ли в нем в порядке, чтобы потом не пришлось все переделывать. Как это можно сделать и куда обратиться?
Ответ: Для начала убедитесь в том, подлежит ли проектная документация экспертизе в соответствии с Градостроительным кодексом, т.к. вопросы соблюдения обязательных требований могут быть решены в рамках экспертизы. В целом органы ГПН, на основании законодательства Российской Федерации, не участвуют в экспертизе проектной документации. Для получения ответов по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России, в том числе по выполнению положений нормативных документов по пожарной безопасности, возможно обратиться в орган ГПН для получения консультации. Консультации проводятся по предварительной записи, как по телефону, так и при личном приеме, с учетом ограничительных мер по профилактике коронавирусной инфекции. Информация об адресах нахождения и номерах телефонов управления надзорной деятельности и профилактической работы и его территориальных подразделений размещена на сайте Главного управления 43.mchs.gov.ru (раздел "Деятельность"/"Профилактическая работа и надзорная деятельность").
Константин Васильевич! Благодарим Вас за интервью. Еще раз поздравляем всех пожарных и спасателей Кировской области с профессиональным праздником!