ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Интернет-интервью с заместителем руководителя управления - начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

Интернет-интервью с заместителем руководителя управления - начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

ТЕМА: «Проверки ФАС: административная практика. Наиболее частые ошибки заказчиков и поставщиков. Часть 2».

Интервью состоялось 04 февраля 2021 года


                      


Вопрос № 1. Победитель электронного аукциона предоставил обеспечение исполнения контракта в установленный срок, но не прикрепил на площадке документ, подтверждающий оплату указанного обеспечения (ремарку). Правомерными ли будут считаться действия заказчика, подписавшего контракт с данным победителем?

Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (ч. 7 ст. 83.2 Закона).

Из буквального прочтения ч. 7 ст. 83.2 Закона о контрактной системе следует, что заказчик подписывает контракт, подписанный победителем, при наличии предоставленного им обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, если у заказчика на момент подписания контракта имеется подтверждение поступления обеспечения исполнения контракта на счет заказчика, то, по мнению Кировского УФАС России, заказчик может подписывать контракт.

 

Вопрос № 2. Имеет ли право бюджетное учреждение снижать цену в аукционах (как участник) значительно ниже своего утвержденного прайса. Участвует в торгах вместе с коммерческими организациями? На каком основании бюджетное учреждение может снизить цену от своего прайса?

Согласно ч. 7 ст. 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи (ч. 8 ст. 68 Закона).

В соответствии с ч. 9 ст. 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее, чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";

3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

Иных ограничений при подаче ценовых предложений при участии в электронном аукционе Закон о контрактной системе не содержит.

Контроль за соблюдением бюджетным учреждением бюджетного законодательства не входит в полномочия антимонопольного органа.

 

Вопрос № 3. Разъясните, пожалуйста, правомерно ли взимание оплаты с поставщика на Портале закупок малого объема Кировской области (zakupki43.rts-tender.ru), не являющегося бюджетной организацией, 1% от цены предложения (заявки) поставщика на закупку/от цены заказа, но не более 5000 рублей (не включая НДС), с 01.01.2020? Один из бюджетных заказчиков предоставил разъяснение, которое предоставило ему министерство финансов Кировской области, и там прописано, что взимание не предусмотрено.

Вопросы участия поставщиков на Портале закупок малого объема Кировской области просим направлять в министерство финансов Кировской области, являющееся разработчиком данного Портала и осуществляющее контроль за его работой.

 

Вопрос № 4. Нужно ли учитывать квотирование при закупках малого объема?

Согласно ч. 1 ст. 30.1 Закона о контрактной системе при условии установления Правительством Российской Федерации минимальной доли закупок заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" отчет подготавливается (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящего Положения) в единой информационной системе по форме согласно приложению автоматически не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в единой информационной системе.

С 01.04.2021 в новой редакции будет действовать ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе, согласно которой в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Таким образом, квотирование необходимо учитывать при закупках, информация о заключенных контрактах по которым размещена в ЕИС.

 

Вопрос № 5. Необходимо ли создание комиссии для рассмотрения предложений по малым закупкам?

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.

 

Вопрос № 6. Организация как покупатель/заказчик планирует заключить договор поставки товара/оказания услуг с СМСП как с единственным поставщиком/исполнителем без проведения процедуры закупки/торгов на основании положения о закупках по ФЗ N 223-ФЗ. Организация желает установить срок оплаты поставщику товара/исполнителю услуг 30 календарных дней со дня приемки товара/подписания акта оказанных услуг. Будет ли являться данное условие нарушением? При каких условиях можно установить срок оплаты 30 календарных дней?

Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, заказчик самостоятельно, с учетом требований Закона N 223-ФЗ, устанавливает в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе условие о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги.

Согласно п. 14(3) постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Таким образом, Законом N 223-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществить оплату по договору, заключенному с субъектами МСП, не более чем в течение пятнадцати календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

По данному вопросу имеется позиция Минфина России (письмо Минфина России от 28.04.2020 N 24-03-08/34516).

 

Вопрос № 7. Заказчик закупает виды работ, услуг, которые требуют лицензирования (например, медицинские услуги, образовательные услуги, обслуживание пожарной сигнализации, услуги охраны и пр.). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 к участнику закупки выставляются требования. Допустимо ли указать в документации о закупке, что в случае отсутствия необходимой лицензии у участника закупки он должен предоставить во второй части заявки копию договора с соисполнителем, имеющим необходимую лицензию, и копию лицензии соисполнителя? Или данная лицензия должна быть исключительно у самого участника закупки? Возможно ли аналогичное указание в документации, если закупаемые работы требуют от исполнителя членства в СРО?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, по мнению Кировского УФАС России, участник закупки должен обладать разрешительным документом, предусмотренным законодательством, если предмет закупки предусматривает наличие таких документов у лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работ, оказание услуг.

Относительно требования о наличии лицензии, когда предмет контракта (строительно-монтажные работы) не требует лицензирования, но в состав работ входят работы (монтаж пожарно-охранной сигнализации), требующие наличие лицензии, имеется позиция Верховного Суда РФ.

 

Вопрос № 8. Заказчик закупает работы/услуги, которые сами по себе (предмет контракта) не требуют лицензирования, но в их состав входят работы, которые лицензию требуют. Уже утвердилась позиция, что в данном случае требовать от участника лицензию не нужно (например, при закупке работ по строительству/реконструкции здания нельзя требовать от участника лицензию на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности, хотя такие работы в процессе строительства ремонта/реконструкции проводятся). Применяется ли аналогичный подход (не требовать лицензию) в других аналогичных ситуациях? Например, работы по сносу зданий или строительные работы по ремонту, работы по благоустройству территории - в результате образуется мусор, который нужно утилизировать (и в контракты требование о вывозе строительного мусора на полигон обычно включается). Правомерно или нет требовать от участника закупки лицензию на обращение с твердыми коммунальными отходами? Считаем, что не нужно, но интересует ваше мнение. А в случае закупки работ по ликвидации незаконных свалок? Формулировка предмета не равна обращению с ТКО, но по сути все работы относятся к уборке (сбору), транспортировке и утилизации мусора - нужна ли лицензия?

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290.

По мнению Кировского УФАС России, при размещении закупок на выполнение работ по сносу зданий или строительных работ, по результатам которых образуется мусор, не устанавливается требование к участникам о наличии вышеуказанной лицензии. Закупка на ликвидацию свалок требует от участника наличие лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

 

Вопрос № 9. Распространяется ли постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" на случаи закупок товаров у единственного поставщика по пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?

Согласно ч. 1 ст. 30.1 Закона о контрактной системе при условии установления Правительством Российской Федерации минимальной доли закупок заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" отчет подготавливается (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящего Положения) в единой информационной системе по форме согласно приложению автоматически не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в единой информационной системе.

С 01.04.2021 в новой редакции будет действовать ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе, согласно которой в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Таким образом, квотирование необходимо учитывать при закупках, информация о заключенных контрактах по которым размещена в ЕИС.

 

Вопрос № 10. При рассмотрении первых частей заявок по запросу предложений для СМСП один из участников полностью согласился и прописал точно такие же характеристики на предлагаемую к поставке продукцию, как и требовалось в ТЗ. При проверке предлагаемой продукции в рамках рассмотрения первых частей выяснилось, что характеристики данной продукции по факту ниже требуемых. Можем ли мы не допустить участника до следующего этапа, ссылаясь на официальный сайт завода изготовителя, так как официальных документов завод по нашему обращению не предоставляет?

Считаем, что в данной ситуации нельзя отклонять заявку, т.к. официальный сайт производителя не всегда содержит актуальную информацию. По данному вопросу имеется судебная практика.

 

Обращаем внимание, что ответы на вопросы являются мнением Кировского УФАС России, а не официальным разъяснением законодательства РФ.

 

 

НА ЗАМЕТКУ:

Читайте первую часть интервью по ССЫЛКЕ.

Смотрите запись вебинара «Проверки ФАС: административная практика. Наиболее частые ошибки заказчиков и поставщиков».


Возврат к списку