ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Ответы на вопросы, поступившие от пользователей сайта в рамках интернет-интервью с заместителем руководителя управления - начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

Ответы на вопросы, поступившие от пользователей сайта в рамках интернет-интервью с заместителем руководителя управления - начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

ТЕМА: «Проверки ФАС: административная практика. Наиболее частые ошибки заказчиков и поставщиков».

Интервью состоялось 25 января 2021 года


                      


Вопрос № 1. Имеется ли состав административного правонарушения за неправильный выбор ОКПД2 по состоявшейся закупке и по закупке, которая состоится в 2021 году?

Согласно письму Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-344 КоАП РФ не предусматривает ответственности за то, что при закупке по Закону N 44-ФЗ указан неверный код.

Но ответственность может возникнуть, если заказчик выбрал неправильный код (в том числе по ОКПД2) намеренно, например, чтобы изменить способ определения поставщика (ст. 7.29 КоАП).

 

Вопрос № 2. По результатам электронного аукциона заключен контракт на оказание услуг с ценой 100 тыс. руб. Период оказания услуг - несколько месяцев, приемка и оплата услуг - ежемесячно. В процессе исполнения контракта стороны пришли к согласию о снижении цены контракта до 80 тыс. руб. без изменения предусмотренных контрактом объема услуги, качества оказываемой услуги и иных условий контракта и заказчик фактически ежемесячно стал оплачивать меньшую сумму. Возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом. Однако между сторонами возникли разногласия по тому, как правильно оформить снижение цены.

На основании пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

При этом для принятия решения об изменении условий контракта или расторжении контракта требуется согласие обеих сторон.

 

Вопрос № 3. 3. Допустимо ли с использованием портала закупок малого объема Кировской области заключить между заказчиком и поставщиком не "контракт", а "договор"?

Согласно пунктам 8 и 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ разграничено понятие "контракт" (заключается БУ, ГУП и МУП либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ) и "государственный, муниципальный контракт" (заключается государственными (муниципальными) заказчиками).

 

Вопрос № 4. Можно ли проводить закрытый аукцион среди субъектов МСП?

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ документация о закрытом аукционе должна содержать информацию об ограничении участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае, если такое ограничение установлено заказчиком в документации о закупке, в том числе в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Таким образом, закрытый аукцион может проводиться среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

 

Вопрос № 5. Можно ли допустить участника, который указал в декларации, что он субъект МСП, если он в реестре на дату заявки не числится? Хотелось бы услышать Ваше мнение.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В случае объявления заказчиком закупки согласно ст. 30 Закона N 44-ФЗ участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНО.

Положениями п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что соответствующая декларация представляется во второй части заявки на участие в электронном аукционе с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Таким образом, участнику закупки с целью подтверждения права на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ необходимо продекларировать в заявке свою принадлежность к СМП или СОНО.

Согласно пункту 8 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752, информация о принадлежности к СМП формируется в единой информационной системе (далее - ЕИС) автоматически на основании сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответствие такой информации сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивается посредством использования и дальнейшего обновления информации, размещенной в сети Интернет в соответствии с Законом N 209-ФЗ, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения информации в таком реестре.

При этом в соответствии с ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

(Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 N 17АП-18569/2019-АК по делу N А60-42256/2019.)

 

Вопрос № 6. Невнесение в реестр недобросовестных поставщиков, которые ссылаются на нерабочие дни и прочие ковидные обстоятельства, происходит всегда или поставщик обязан документально или иным способом доказать комиссии, что он действительно в связи с пандемией не смог исполнить обязательства?

При рассмотрении материалов о включении в РНП поставщики (подрядчики, исполнители) вправе представлять доказательства невозможности исполнения контракта (нарушения срока его исполнения) вследствие обстоятельств, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Такими доказательствами могут быть документальное подтверждение ограничительных мер в регионе (постановления, распоряжения высших должностных лиц), в самой организации (приказы и др.) - дистанционная работа сотрудников и другое.

 

Вопрос № 7. Вправе ли заказчик заключить договор аренды нежилого помещения, расположенного на территории РФ, по п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ либо этот пункт касается аренды лишь на территории иностранного государства? Кроме того, наш арендодатель - это Администрация, и в отношении сдачи в аренду муниципального имущества действует особый порядок, установленный приказом N 67. Вправе ли заказчик-арендатор при заключении договора аренды муниципального имущества также воспользоваться пунктом 32 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе?

Согласно письмам Минфина России от 14.05.2020 N 24-05-07/39055, от 19.08.2020 N 24-05-07/72712 на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ возможно заключение контрактов на аренду нежилого помещения, расположенного на территории РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.

 

Вопрос № 8. Провели запрос котировок в электронной форме. Снижение цены составило 50% от НМЦК. В составе котировочной заявки, которую победитель подавал на площадку, были весьма специфично распределены цены между позициями товара (на одну позицию, к примеру, 1 руб., на другую 1000 руб.). Разве не должны цены каждой позиции снижаться от цены, указанной в обосновании НМЦК, пропорционально падению цены?

По данному вопросу имеется письмо Минфина России от 30 июля 2020 г. N 24-01-08/66822 "О рассмотрении обращения", согласно которому, если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, то итоговая стоимость каждой позиции может быть пересчитана заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара, рассчитанной при определении начальной (максимальной) цены контракта, при условии, что такая цена позиции товара была указана в документации о закупке.

 

Вопрос № 9. Вопрос по ФЗ N 44-ФЗ. Мы - муниципальное казенное предприятие, наш учредитель - муниципальный район - выходит на закупку. Можем ли мы в ней участвовать? Нет ли ограничений для этого?

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, участниками закупок могут быть как казенные учреждения, так и казенные предприятия (письма Минэкономразвития России от 14.05.2014 N Д28и-801, Минфина России от 20.11.2017 N 24-03-08/76811).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

 

Вопрос № 10. Распространение коронавирусной инфекции было признано обстоятельством непреодолимой силы. Каким НПА определяется срок, в течение которого заказчики вправе ссылаться на данное обстоятельство как на обстоятельство непреодолимой силы и заключать контракты по п. 9 ч. 1 ст. 93? Закупку каких товаров заказчик - медицинское учреждение вправе проводить на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ? Возможна ли закупка кислородных масок по данному основанию для лечения больных с COVID-19?

Согласно письму ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) указанная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика.

Таким образом, заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона N 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.

В настоящий момент ситуация с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) в России не изменилась, что, по мнению Кировского УФАС России, не запрещает заказчикам осуществлять закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при наличии вышеуказанной причинно-следственной связи.

 

Внимание! На вопросы, которые не входят в компетенцию Кировского УФАС России или по которым требовалась дополнительная информация/ уточнения, ответы даны не были. 


НА ЗАМЕТКУ



Возврат к списку