ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрКонкурсыДополнительные сервисы


Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется Сетевом издании "КонсультантКиров". 

Анонс интервью:

Элемент не найден!

Возврат к списку

Прошедшие интервью:

2.JPG   Читайте ответы Юлией Сенниковой заместителем руководителя УФНС России по Кировской области.

ТЕМА: "ЛЬГОТЫ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ НАЛОГАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: КОМУ ПОЛОЖЕНЫ И КАК ИХ ПОЛУЧИТЬ"

     
berdinskih.jpg
  Читайте ответы руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора в Кировской области А.А. Бердинских.

ТЕМА: "Новые правила по охране труда с 1 сентября 2023 года"


2.JPG
  Читайте ответы Юлией Сенниковой заместителем руководителя УФНС России по Кировской области.

ТЕМА: "Уплатите имущественные налоги физических лиц
не позднее 1 декабря"


fssp.jpg
  Читайте ответы представителей Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.

ТЕМА: "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА"



RPN_1x_1x.png   Читайте ответы Елизаветы Белоусовой, руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области.

ТЕМА: "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"


 Борисенко С.Ю..jpg           Читайте ответы начальника отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Кировской области Светланы Борисенко.

Тема: "Как начислять и уплачивать НДФЛ и страховые взносы после введения Единого налогового счета и Единого налогового платежа"

     
fufacheva1.jpg   Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара с заместителем руководителя Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

ТЕМА: «ОБЗОР НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ЗА 2021 ГОД.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК В 2022 ГОДУ»



Ответы на вопросы, поступившие во время тематической недели «Охрана труда». Отвечает руководитель Государственной инспекции труда – главный государственный инспектор в Кировской области А.А. Бердинских

Ответы на вопросы, поступившие во время тематической недели «Охрана труда». Отвечает руководитель Государственной инспекции труда – главный государственный инспектор в Кировской области А.А. Бердинских

ТЕМА: «Что изменится в области охраны труда с 1 марта 2022 года».

Интервью состоялось 21 февраля 2022 года


                      



Вопрос №1: Если сотрудник не сообщил про факт микротравмы (ушиб), нужно ли проводить расследование? И нужно ли вести учет микротравм у дистанционщиков?

Ответ: Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю). В случае получения дистанционным работником микротравмы работодатель организует ее учет в соответствии с п. 3 Рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников, утвержденных приказом Минтруда России от 15.09.2021 N 632н.

Правовое обоснование: С 1 марта 2022 года на работодателей возлагается обязанность вести учет микротравм работников и выяснять обстоятельства и причины, которые привели к их возникновению. Такая обязанность появится в связи с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ.

Так, основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, согласно ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации (в новой редакции) является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю).

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации (в новой редакции) приказом Минтруда России от 15.09.2021 N 632н утверждены Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников (далее - Рекомендации). Документ носит для работодателей рекомендательный характер и не содержит обязательных требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации на дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Таким образом, на работодателя возлагается обязанность по ведению учета микротравм, в том числе у работников, осуществляющих свои трудовые функции дистанционно.


Вопрос №2: Для обеспечения ухода за спецодеждой мы хотим в отдельном помещении поставить стиральную машину, организовать сушку и возложить за плату дополнительные обязанности по стирке и сушке спецодежды на конкретного сотрудника. Будут ли соблюдены требования ст. 221 ТК РФ в части: "Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию"?

Ответ: Уход за средствами защиты работодатель обязан осуществлять за счет собственных средств, в том числе: химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, ремонт, замену. Если у работодателя нет возможности осуществлять уход своими силами, то он должен заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией на оказание таких услуг.

При этом необходимо учитывать, что самостоятельный уход (сушка и стирка) за средствами индивидуальной защиты требует от работодателя организации данного процесса с соблюдением требований, указанных в Правилах по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации, утвержденных приказом Минтруда России от 27.11.2020 N 834н. Кроме того, в зависимости от условий труда работодателем определяется необходимость дополнительно осуществлять обеспыливание, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание СИЗ.

Правовое обоснование: В силу статьи 221 Трудового кодекса РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Требования к порядку организации хранения СИЗ и ухода за ними установлены 3-м разделом Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее - Правила).

В соответствии с п. 30 Правил работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ.

Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные).

В соответствии с п. 32 Правил в зависимости от условий труда работодателем (в его структурных подразделениях) устраиваются сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.

Требования к порядку организации стирки и сушки установлены Правилами по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации, утв. приказом Минтруда России от 27.11.2020 N 834н.


Вопрос №3: Когда провести внеочередную проверку знаний для работников по изменениям в ТК: в феврале или марте?

Ответ: Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в частности, при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты. Согласно разъяснениям Минтруда России внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников в связи со вступлением в силу новых НПА по охране труда следует проводить в период со дня официального опубликования соответствующего НПА до вступления его в силу.

Правовое обоснование: С 1 марта 2022 г. вступают в силу масштабные изменения в раздел ТК РФ "Охрана труда". В целях реализации новых положений ТК РФ Минтруд России разработал пакет НПА по охране труда. С документами по охране труда, вступающими в силу с 1 марта 2022 г., можно ознакомиться в справке (письмо Минтруда России от 1 февраля 2022 г. N 15-2/ООГ-163).

Согласно п. 3.3 Порядка внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в частности, при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда.

Минтруд России, сославшись на п. 3.3, п. 2.2.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29), пояснил, что внеплановое обучение по охране труда и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников в связи со вступлением в силу новых НПА по охране труда следует проводить в период со дня официального опубликования соответствующего НПА до вступления его в силу.

Кроме того, Минтруд обратил внимание, что из-за новшеств работодателям необходимо актуализировать комплект НПА, содержащих требования охраны труда. Также дополнительно сообщаем, что с 1 сентября 2022 г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", разработанное взамен постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.


Вопрос №4: АО планирует заключить договор на плановую специальную оценку условий труда (далее по тексту - СОУТ) рабочего места с вредными условиями труда, у которого подходит срок проведения плановой СОУТ в 2022 году. Помимо оцениваемого рабочего места, в организации есть еще 9 аналогичных ему рабочих мест, но срок плановой СОУТ на них еще не наступил (наступит в 2024, 2025 и 2026 годах соответственно). Прошу разъяснить:

1. Вправе ли работодатель при проведении плановой СОУТ рабочего места, по которому истекает пятилетний срок, предусмотренный п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", провести оценку на всех 10-ти рабочих местах, признаваемых аналогичными, в целях снижения затрат на СОУТ девяти аналогичных рабочих мест в будущем (стоимость оценки аналогичных мест равна нулю)?

2. В случае правомерности проведения СОУТ с периодичностью менее 5 лет какое количество рабочих мест должно быть оценено в описанной ситуации (из 10-ти имеющихся)?

3. Предусмотрена ли ответственность работодателя за проведение СОУТ с периодичностью менее 5 лет (например, через три года) при отсутствии обязанности проведения внеплановой СОУТ, предусмотренной ч. 1 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ?

Ответ: Очередную специальную оценку условий труда нужно проводить не реже чем один раз в пять лет при отсутствии оснований к внеплановой СОУТ.

Запрета на проведение специальной оценки условий труда до истечения указанного выше срока нормативными документами не предусмотрено.

Работодатель вправе проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, признанных комиссией аналогичными (10 рабочих мест) в 2022 году в соответствии с требованиями ст. 16 Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Правовое обоснование: Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом N 426-ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда".

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) приведен исчерпывающий перечень случаев, когда проводится внеплановая специальная оценка условий труда. Иных оснований к проведению внеплановой СОУТ, кроме случаев, установленных этой нормой, на рабочих местах Законом N 426-ФЗ не предусмотрено (письмо Минтруда России от 15.10.2020 N 15-2/ООГ-3040).

В указанном случае ни одно из указанных оснований к проведению внеплановой СОУТ не применимо.

Однако в силу части 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ плановая СОУТ на рабочих местах проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ.

Таким образом, Законом N 426-ФЗ установлен максимально допустимый срок между проведением СОУТ, но не установлен запрет на проведение очередной СОУТ чаще чем один раз в пять лет и допускает провести СОУТ в отношении всех рабочих мест одновременно в рассматриваемом случае. Следовательно, работодатель, решивший провести очередную СОУТ на всех рабочих местах, в том числе на тех из них, для которых срок для проведения СОУТ еще не наступил, не нарушает требования действующего законодательства.

Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, признанных комиссией аналогичными (отвечающими требованиям части 6 статьи 9 Закона N 426-ФЗ), установлены статьей 16 Закона N 426-ФЗ.

Так, при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.


Вопрос №5: Нужно ли включать в программу ежегодного специального обучения по охране труда тему о возможных рисках на рабочем месте?

Ответ: При разработке программы обучения по охране труда организация вправе самостоятельно определить основные ее положения с учетом указанного перечня основных вопросов, приобретение знаний по которым предусмотрено примерными программами обучения по охране труда.

Обоснование: В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2.3.3 Порядка требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.

Согласно п. 2.3.4 вышеуказанного Порядка Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

Примерная программа обучения по охране труда работников организаций, утв. Минтрудом России 17.05.2004.

Программа предназначена для приобретения слушателями необходимых знаний по охране труда для их применения в практической деятельности в сфере безопасности и охраны труда с целью обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В результате прохождения обучения по охране труда слушатели приобретают знания об основах охраны труда, основах управления охраной труда в организации, по специальным вопросам обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности, о социальной защите пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок разработки программ обучения по охране труда работников, а также их содержание в каждом конкретном случае устанавливается работодателем в соответствии со спецификой его деятельности (письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167).

Вместе с тем в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.



Возврат к списку