ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Интернет-интервью с руководителем Управления Росприроднадзора по Кировской области И.М. Гизатуллиным

Интернет-интервью с руководителем Управления Росприроднадзора по Кировской области И.М. Гизатуллиным

ТЕМА: "Актуальные вопросы деятельности Управления Росприроднадзора по Кировской области".

Интервью состоялось 20 февраля 2017 года                                     



1. Наша компания арендует здание для размещения офиса. В офисе установлены ртутьсодержащие лампы. Имеется заключенный с обслуживающей организацией договор на техническое обслуживание здания. 

Когда у нас в здании перегорают люминесцентные лампы, мы вызываем сотрудника из обслуживающей организации, он приходит и заменяет лампы (приносит с собой новую и после замены забирает с собой перегоревшую лампу). 

Никакие документы при передаче ртутьсодержащих ламп мы не оформляем. 

Вопросы: 

1) соответствуют ли такие взаимоотношения между нашей компанией и обслуживающей организацией требованиям действующего законодательства о порядке обращения с ртутьсодержащими лампами? 

2) должны ли мы оформлять какие-либо документы при передаче ламп обслуживающей организации? 

3) может быть мы должны заключить прямой договор на утилизацию ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию? 

4) если замену ламп производит обслуживающая организация, то должна ли наша компания в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и назначить ответственных лиц за обращение с указанными отходами? 

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. 

Если собственником отходов является Ваша организация, то данная организация обязана соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, а именно обращение с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп вести в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде". 

Собственник отходов в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязан вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. 

В соответствии с п. 12 приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" и п. 28 приказа Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" юридические лица и индивидуальные предприниматели должны иметь договоры на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования,обезвреживания, размещения конкретного количества отходов, акты приема-передачи отходов по указанным договорам. 

На основании вышеизложенного Ваша организация имеет право заключить прямой договор с организацией, имеющей лицензию на утилизацию ртутьсодержащих ламп.

2. Техника обслуживается (ТО, ремонт текущий, капитальный) в специализированном сервисе: все замененные детали, масло остаются в сервисе. Необходимо ли делать отчет по образованию и утилизации отработанных масел, аккумуляторов, тормозных колодок, ветоши? 

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (договоры, контракты и т.д.). 

Таким образом, если собственником отходов является Ваша организация, то в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Вы обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и предоставлять в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения: 

1) форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" (приказ Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления"); 

2) отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)"). 

3. Предприятие занимается лесозаготовкой. Образование отходов от раскряжевки и сучьев считается по нормам от общего количества заготовленной древесины. Данные отходы в соответствии с технологической картой разработки лесосек: 

- отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок - укладка порубочных остатков на волок с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; 

- отходы раскряжевки - измельчение порубочных остатков до 3-х метров и разбрасывание их для улучшения лесорастительных условий. 

Исчисляется ли плата за данные отходы, если они все используются для данных целей? Приемка делянки лесничим произведена, нарушений не установлено. 

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. 

Таким образом, деятельность юридического лица по заготовке древесины, в том числе по очистке мест рубок от порубочных остатков, осуществляемая в соответствии с Правилами заготовки древесины (далее - Правила), утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, не является деятельностью по размещению отходов производства и потребления (порубочных остатков), и, следовательно, необходимость по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов (порубочных остатков) отсутствует.

4. ООО имеет в собственности объект недвижимости - нежилое здание (а также земельный участок, на котором расположен объект недвижимости), который сдает в аренду под размещение магазина и аптеки. Договор на вывоз ТБО, в том числе на медицинские отходы, есть. К какой категории относится наш объект негативного воздействия? Где и каким образом его поставить на учет? 

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Таким образом, постановку на учет в данном случае осуществляет арендатор при наличии источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов). 

В случае если у арендаторов отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд, объекты недвижимости арендаторов не являются объектами негативного воздействия и не подлежат постановке на государственный учет. 

5. Должен ли филиал юридического лица регистрироваться в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), и платить сбор за негативное воздействие на окружающую среду, если, по сути, отходы организации относятся к 4 группе отходов (офисный мусор, бумага). По закону 4 группа сбор не платит. Если должны, то каков порядок регистрации и оплаты? 

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. 

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов). В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 критериев постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС, следовательно, и регистрации в реестре объектов, оказывающих НВОС (письмо Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. N АС-09-00-36/22354). 

В соответствии со ст. 16 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно ст. 16 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

 - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

 - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

 - хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). 

В случае если юридическое лицо не оказывает виды негативного воздействия, указанные в ст. 16 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится. 

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма, а также правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренные ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в настоящее время (на 13.02.2017) законодательством Российской Федерации не установлены. 

6. В связи с переходом на использование авторизации через ЕСИА с 01.01.2017 веб-портал для приема отчетности выводится из эксплуатации. В связи с чем вопрос: есть ли возможность отправлять декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду почтовым отправлением, без предоставления электронной выгрузки в формате xml? 

В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. 

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма, а также правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренные ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в настоящее время законодательством Российской Федерации не установлены. 

7. Учитывая, что все хозяйствующие субъекты предоставляют отчеты в Росприроднадзор о своей деятельности, Вы владеете исключительной информацией практически о каждом предприятии и организации. Могу ли я, как руководитель предприятия, быть уверенным в том, что данные о моем предприятии не будут в открытом доступе для любого интересующегося? 

Управление Росприроднадзора по Кировской области обеспечивает конфиденциальность информации ограниченного доступа в рамках статьи 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". 

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации. 

8. На каких условиях можно заключить договор по транспортированию, обработке и утилизации отходов организации, которая осуществляет свою деятельность в г. Кирове, с организацией из Республики Беларусь? Какие разрешительные документы необходимо оформить?

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 утверждены Правила трансграничного перемещения отходов, которые устанавливают порядок ввоза отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории. 

Ввоз (вывоз) отходов согласно перечню, определенному приложением 1 к Правилам трансграничного перемещения отходов на территорию (с территории) Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов. 

9. Организация располагается в отдельно стоящем здании, в котором находится офис, склад и магазин, и занимается оптовой и розничной торговлей автомобильных масел в упаковках изготовителя. Есть в наличии собственные транспортные средства. Является ли объект объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и есть ли в связи с этим обязанность постановки на государственный учет? 

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. 

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов). Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". 

В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 критериев постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС, следовательно, и регистрации в реестре объектов, оказывающих НВОС (письмо Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. N АС-09-00-36/22354). 

10. Наша организация является офисной. Стационарных источников выбросов не имеем, хотя это является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. Такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС. Какой документ предоставить в случае проверки государственных органов? Плату за НВОС нужно производить? 

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. N АС-09-00- 36/22354 в случае, если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 критериевпостановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС, следовательно, и регистрации в реестре объектов, оказывающих НВОС. 

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

 - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

 - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

 - хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). 

В случае если юридическое лицо не оказывает виды негативного воздействия, указанные в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится. 

11. Наша компания не имеет на балансе автотехники, заключен договор на вывоз ТБО с КДУ-3. Нужно ли сдавать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду? 

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с 01.01.2016 плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. 

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. 

В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма, а также правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренные ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в настоящее время законодательством Российской Федерации не установлены. 

12. Организация является филиалом бюджетного учреждения, утилизирует только бытовые отходы (бумагу, офисный мусор), не имеет стационарныхисточников загрязнения (не относится к 1 - 4 категории объектов, загрязняющих окружающую среду по критериям в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1029), т.е. не является объектом НВОС (в соответствии с Законом N 7-ФЗ). Необходимо ли нам становиться на учет объектов НВОС - включаться в реестр? Если организация не оказывает негативное воздействие на ОС, должна ли она вносить плату за НВОС? 

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. N АС-09-00- 36/22354 в случае, если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 критериев постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС, следовательно, и регистрации в реестре объектов, оказывающих НВОС. 

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

 - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

 - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

 - хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). 

В случае если юридическое лицо не оказывает виды негативного воздействия, указанные в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится. 

Внимание! На вопросы, по которым требовалась дополнительная информация или уточнения, ответы даны не были. Данные вопросы Вы можете задать специалистам Управления Росприроднадзора по Кировской области в ходе личного приема в соответствии с графиком приема граждан.


Возврат к списку