ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Интернет-интервью с начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике М.В. Корневой.

Интернет-интервью с начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике М.В. Корневой.

ТЕМА: «Государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения»

Интервью состоялось 13 июля 2016 года    


                                         


Вопрос: В садоводческом товариществе, расположенном на территории города Кирова, имеются садовые участки, которые не обрабатываются, на некоторых участках организована свалка мусора и т.п. Земельный участок, на котором расположено садоводческое товарищество, принадлежит членам садоводства на праве долевой собственности. Предоставление члену садоводства конкретного земельного участка зафиксировано только в членской книжке садовода (указан номер сада). Могут ли в данном случае сотрудники Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике выйти с проверкой на место и привлечь владельцев участков к ответственности? Кто может инициировать проведение проверки: владельцы соседних садовых участков, председатель садоводческого товарищества или вообще любое лицо? Если для проведения проверки требуется подача заявления или жалобы, то каков порядок их подачи (лично, на сайте Управления, по почте), надо ли к ним прикладывать подтверждающие фотографии или достаточно описать ситуацию в заявлении, жалобе?

Ответ: В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, которое вступило в законную силу 23.03.2015, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды и здоровья людей веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В статье 1 данного Закона (в редакции ФЗ N 354-ФЗ от 03.07.2016) указано, что его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, с 23 марта 2015 года Управление не наделено полномочиями по надзору за землями сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Однако этим же Положением о государственном земельном надзоре установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества.

Кроме того, согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ N 355-ФЗ от 03.07.2016) муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления: органы самоуправления городского округа - в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений; органы городских поселений - в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений; органы муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Для проведения надзорных (контрольных) мероприятий в уполномоченный орган государственного земельного надзора или орган муниципального земельного контроля может обратиться любое лицо путем направления письменного обращения почтой или в форме электронного документа с приложением любых доказательств либо без них. Важно знать, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Приложенные фотографии, сведения о земельном участке, о нарушителе, его контактные телефоны и т.п. позволят без промедлений привлечь нарушителя к административной ответственности.

Кроме сказанного, председатель садового, дачного товарищества как законный представитель юридического лица в рамках гражданского производства вправе самостоятельно обратиться в суд с иском по факту заброшенных земельных участков для вынесения частного определения об обязании собственников земли к проведению конкретных мероприятий. Для этого необходимо на общем собрании садоводства зафиксировать протоколом нарушения действующего законодательства, допущенные конкретными членами садоводства.


Вопрос: Имеются ли положительные решения о привлечении граждан к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, после которых необрабатываемые земельные участки в садоводствах были приведены в надлежащее состояние?

Ответ: Как я ранее уже отметила, Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике не имеет полномочий по проверке садовых участков, соответственно, такой практики нет.

Часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием - отнесена к компетенции Росреестра и его территориальных управлений.

Ранее, до 23.03.2015, наше Управление привлекало нерадивых садоводов по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за зарастание земельных участков сорной растительностью.


Вопрос: В каких случаях могут изъять земельный участок? И кому он передается в случае отчуждения у предыдущего собственника?

Ответ: С 04.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации. Внесены огромные изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", особенно это касается статьи 6. Основное: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в этот срок.

Ранее срок освоения был не более двух лет, затем на изъятие еще 3 года, то есть в сумме 5 и более лет должно было пройти, прежде чем собственник мог лишиться земли. Сейчас, по сути, имея землю в собственности, нужно незамедлительно приступить к ее освоению. И если правообладателя земли системно в течение не менее трех лет госорганы привлекают к административной ответственности, он не исполняет предписания, значит такой землевладелец может лишиться своего надела через суд в более короткие сроки.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369. Это случаи, например, когда на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на сенокосах не производится сенокошение и т.п.

Сейчас инициировать изъятие земельного участка вправе орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по материалам надзорных органов, ранее аналогичные полномочия были закреплены за органами местного самоуправления, на территории которых находятся спорные наделы. Установлен двухмесячный срок со дня поступления материалов привлечения к административной ответственности уполномоченными органами исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора для направления в суд заявления об изъятии земли.

Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и его обследования.


Вопрос: Какая из статей КоАП РФ в части охраны и защиты земель в практике Вашего Управления применяется чаще других? Расскажите про самые резонансные дела.

Ответ: При проведении государственного земельного надзора уполномоченные должностные лица Управления вправе составлять протоколы об административном правонарушении и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли), частью 2 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10 КоАП РФ (за исключением судоходных гидротехнических сооружений).

В 2015 году отделом земельного надзора было составлено 95 протоколов об административных правонарушениях, из них 26 протоколов по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Это зарастание, захламление земель сельскохозяйственного назначения, отсутствие проведения обследования сельскохозяйственных угодий на выявление в почве остаточных количеств пестицидов и возможных опасных метаболитов или компонентов использованных препаратов перед их применением, а также непроведение мероприятий по улучшению плодородия земель.

Например, летом 2015 года в Управление Россельхознадзора поступила информация от районной администрации о беспределе, чинимом предпринимателем П. в Афанасьевском районе Кировской области, который, взяв в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, стал размещать на нем остатки от лесопиления. В рамках возбужденного административного расследования сотрудники отдела земельного надзора произвели осмотр и обмер захламленных сельхозугодий, в результате предприниматель был привлечен к административной ответственности с назначением штрафов на сумму 150 тысяч рублей.

Кроме того, Управление направило материалы в прокуратуру Афанасьевского района для инициирования иска об устранении захламления и проведении рекультивационных работ. 21 января 2016 года Ленинским районным судом иск прокуратуры при участии тероргана Россельхознадзора в качестве третьего лица был рассмотрен и полностью удовлетворен. Судебная инстанция своим решением обязала нерадивого предпринимателя произвести очистку и рекультивацию данного земельного участка.

Одновременно Управление Россельхознадзора направило в Арбитражный суд Кировской области исковое заявление о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в денежном эквиваленте, которое 2 марта 2016 года позитивно рассмотрено судебной инстанцией.

В судебном заседании предприниматель П. полностью осознал свои противоправные действия, признал вину и представил проект рекультивации земельного участка. Работы по восстановлению нарушенного плодородного слоя земли около д. Аверины будут проконтролированы.

В последующие два дня после оглашения решения суда правонарушитель произвел полную оплату взыскания в сумме 1292400 рублей, которые поступили на счет сельского поселения, на территории которого находится нарушенный участок.

Другой пример: по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ был привлечен к административной ответственности арендатор участка - КФХ "Н". Административное расследование было возбуждено на основании поступившего обращения о неиспользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного вблизи урочища Бызы Кирово-Чепецкого района Кировской области.

Протоколом осмотра зафиксировано, что на земельном участке не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы более 5 лет, на территории растут не только сорные травы, но и единичные деревья. За допущенное нарушение КФХ признано виновным, назначен штраф в размере 200 тысяч рублей и внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Впоследствии КФХ "Н" оспаривало вынесенные постановление и представление в судебных органах, дойдя до Президиума Кировского областного суда, где надзорная жалоба КФХ "Н" оставлена без внимания, а постановление Управления по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ оставлено в силе.


Вопрос: Имеет ли право должностное лицо местной администрации при проведении плановой выездной проверки по вопросу соблюдения индивидуальным предпринимателем целевого назначения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного ему в субаренду, составить в отношении индивидуального предпринимателя протокол об административном правонарушении в случае отказа в предоставлении доступа на участок?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 25 данного Закона установлено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этом случае составляется акт о невозможности проведения проверки и нарушителю направляется уведомление о составлении протокола об административном правонарушении за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа местного самоуправления по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки; ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица. Протокол об административном правонарушении и материалы дела направляются для рассмотрения в мировой суд.


Вопрос: ООО является собственником нескольких земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства". Производство не ведется, земли в течение длительного времени не обрабатываются. Денежных средств у ООО нет, взять кредит не удается. Фактически на этих землях растут деревья, т.е. лес (высотой в среднем 2 м). Восстановить пашню, т.е. устранить залесенность и (или) закустаренность, невозможно. Что можно сделать в такой ситуации, чтобы избежать штрафов, и какие варианты действий по использованию земель, предусмотренные действующим законодательством, возможны со стороны ООО?

Ответ: Согласно ст. ст. 77, 78, 79 Земельного кодекса РФ для ведения сельскохозяйственного производства выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарниками, сорными растениями.

Статьей 260 ГК РФ определено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.

Поэтому собственник земель сельскохозяйственного назначения обязан использовать участок в соответствии с его разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В случае отсутствия возможностей по обработке земли стоит рассмотреть возможность по его отчуждению.


Вопрос: Я представляю юридическое лицо. Недавно мной получено уведомление о проведении плановой проверки. Что будет, если я не буду присутствовать при проверке и не представлю никаких документов, так как именно в момент проверки мне необходимо выехать в командировку?

Ответ: Статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрена ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение данного Федерального закона.

Так, при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Если Вы планируете выехать в командировку, достаточно надлежащим образом оформить доверенность лицу, которое будет иметь право присутствовать при проведении проверки и подписывать необходимые документы. В противном случае уполномоченным должностным лицом надзорного органа будет составлен акт о невозможности проведения проверки и, как следствие, протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. После рассмотрения в мировом суде административного протокола придется платить штраф, для юридических лиц штраф от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


Вопрос: Может ли проводиться в рамках государственного земельного надзора обследование земельного участка без участия собственников этого земельного участка?

Ответ: Проведение административного обследования объектов земельных отношений регламентировано ст. 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений".

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования, в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты.


Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Какие меры я могу принять в случае несогласия с результатами проверки в отношении меня государственным инспектором по использованию и охране земель?

Ответ: На основании части 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.


Возврат к списку