ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрКонкурсыДополнительные сервисы


Обзор для специалиста по закупкам

22.07.2024

Обзор для специалиста по закупкам от 22.07.2024

Госзакупки

1. ПРАКТИКА ФАС ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: КАКИЕ ОШИБКИ ОТМЕТИЛИ КОНТРОЛЕРЫ В ОБЗОРАХ ЗА МАЙ 2024 ГОДА

2. СТРУКТУРИРОВАННАЯ ЗАЯВКА И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ГОСЗАКУПКИ: ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2024 ГОД

3. ФАС РАССКАЗАЛА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОСРОЧКУ ОПЛАТЫ ДОГОВОРА С СМСП ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ

4. ДОСТУПНЫЕ СПОСОБЫ ЗАКУПОК ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ ПОД САНКЦИЯМИ: РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНФИНА И ФАС

5. ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ В ГОСЗАКУПКАХ: ФАС РАЗЪЯСНИЛА УСЛОВИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

6. СУДЫ: ЗАКАЗЧИК ОБОСНОВАННО ТРЕБОВАЛ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОПЛАТЕ ДОГОВОРА ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПЫТА ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ

7. КОНСУЛЬТАЦИИ, СТАТЬИ

8. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Гособоронзаказ

9. ФАС БУДЕТ СТРОЖЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ГОСОБОРОНЗАКАЗ

10. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


Госзакупки


1. ПРАКТИКА ФАС ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: КАКИЕ ОШИБКИ ОТМЕТИЛИ КОНТРОЛЕРЫ В ОБЗОРАХ ЗА МАЙ 2024 ГОДА

Заказчики устанавливали неверный порядок оценки, указывали в извещении 2 значения НМЦД в зависимости от системы налогообложения участников, а также требовали лишние документы и сведения при закупках среди СМСП. Подробнее об этих ошибках в обзоре.

Устанавливали неверный порядок оценки заявок

Участникам с ценовыми предложениями, которые меньше НМЦД на 25% и более, присваивали максимальное число баллов по стоимостному критерию.

ФАС признала порядок оценки необъективным: демпингующих участников уравнивали, хотя кто-то из них мог предложить более выгодную цену.

В другой закупке итоговый результат оценки заявки снижали на 5 баллов, если у участника был негативный опыт работы с заказчиком и (или) третьими лицами.

Контролеры нашли нарушение: заказчик не утвердил порядок выявления и проверки негативного опыта. Наличие фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств подтверждает только вступивший в силу судебный акт.

Указывали 2 значения НМЦД в зависимости от системы налогообложения участников

В извещении о закупке установили 2 значения НМЦД: с НДС и без него.

ФАС предписала устранить нарушение. Заказчику следовало определить 1 значение НМЦД для всех участников независимо от системы налогообложения и указать, содержит цена НДС или нет.

Требовали лишние документы и сведения при закупках среди СМСП

Заказчик обязал участников представлять в заявках календарный график поставок по форме.

Контролеры признали его действия незаконными: Закон N 223-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые можно требовать от участников закупки среди СМСП. Графика поставок в нем нет.

Другой заказчик требовал указывать название и марку предлагаемой продукции, а также прилагать к заявке сводную таблицу стоимости работ.

ФАС увидела в этом ограничение конкуренции: участников вынуждали иметь товар на момент подачи заявки, что недопустимо. Кроме того, Закон N 223-ФЗ не обязывает участников производить допрасчеты цены договора и не дает заказчику права этого требовать.

Суды поддержали контролеров.

Документы: Обзор административной практики по Закону N 223-ФЗ (май 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 223-ФЗ (май 2024 года)

Обзор судебной практики по Закону N 223-ФЗ (май 2024 года)


2. СТРУКТУРИРОВАННАЯ ЗАЯВКА И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ГОСЗАКУПКИ: ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2024 ГОД

Заказчики отстраняли участников из-за отсутствия реестровых номеров на продукцию в структурированных заявках. Выбирали неверные инструкции по заполнению характеристик товара и допускали разночтения между структурированным и документарным описанием объекта закупки. Подробнее об этих ошибках в обзоре.

Отстраняли участников из-за отсутствия реестровых номеров на продукцию в структурированной заявке

Псковское УФАС признало обоснованной жалобу участника, которого не допустили к закупке с ограничениями допуска. Заказчик не увидел реестровый номер и совокупное количество баллов в разделе характеристик структурированной заявки, поскольку участник приложил выписку из реестра российской промпродукции отдельным файлом.

Контролеры сообщили: данные реестровой записи не указывают в структурированном виде, поскольку подтверждение страны происхождения не является характеристикой товара.

Челябинское УФАС объясняло, что закон не обязывает предусматривать в структурированной заявке графу для заполнения сведений о соответствии участника правилам нацрежима.

Выбирали неверные инструкции по заполнению характеристик товара в структурированной форме

Воронежское УФАС поддержало участника, который не смог правильно заполнить заявку. По инструкции ему следовало указать только 1 значение характеристики товара. При этом выпадающий список структурированной формы предлагал единственный вариант параметра, в котором указаны сразу 2 значения без возможности выбора или изменения.

Контролеры установили, что заказчик выбрал неверную инструкцию по заполнению характеристик в структурированной форме. Из-за этого у участников не было техвозможности корректно сформулировать предложения.

Аналогичную ошибку выявило Пермское УФАС.

Допускали разночтения между структурированным и документарным описанием объекта закупки

Московское областное УФАС нашло несоответствие в требованиях к параметрам лекарства. В документарном описании объекта закупки заказчик указал дозировку препарата 3,5 мг, а в структурированной форме - 1 мг. Разночтения вводили участников в заблуждение и мешали им верно заполнить заявку.

Сходные нарушения отмечали Ульяновское, Башкортостанское и Нижегородское УФАС.

Рекомендуем: Что учесть при составлении структурированной заявки по Закону N 44-ФЗ

Структурированное описание объекта закупки по Закону N 44-ФЗ


3. ФАС РАССКАЗАЛА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОСРОЧКУ ОПЛАТЫ ДОГОВОРА С СМСП ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ

По мнению службы, ответственность за нарушение срока оплаты по договору с субъектом МСП возникает независимо от способа закупки.

На оплату договора с СМСП у заказчика есть не более 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Правило касается тендеров, которые проводят как на общих основаниях, так и среди спецсубъектов.

Документ: Письмо ФАС России от 05.07.2024 N 28/59120/24


4. ДОСТУПНЫЕ СПОСОБЫ ЗАКУПОК ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ ПОД САНКЦИЯМИ: РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНФИНА И ФАС

Ведомства сообщили: заказчики, которые по правилам Постановления N 301 не размещают на официальном сайте ЕИС информацию о закупках и контрагентах, не могут проводить открытые конкурентные процедуры.

Для них доступны:

Таким заказчикам рекомендуют установить в порядке осуществления неконкурентных закупок (кроме закупок у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя) правила, аналогичные конкурентным процедурам, а именно:

  • проводить закупки в электронной форме;
  • создавать для определения поставщика отдельную комиссию или привлекать комиссию по конкурентным закупкам;
  • давать разъяснения по запросам участников;
  • установить возможность отмены закупки;
  • закрепить правила подачи предложений в форме заявок и ввести их обеспечение;
  • составлять протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов;
  • заключать договор в порядке, который предусмотрен для конкурентных закупок.

Требований к электронной площадке для неконкурентных закупок нет. Заказчик вправе выбрать любого оператора, в т.ч. из перечня отобранных.

Документ: Письмо Минфина России N 24-01-06/65630, ФАС России N ПИ/62264/24 от 15.07.2024


5. ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ В ГОСЗАКУПКАХ: ФАС РАЗЪЯСНИЛА УСЛОВИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

По мнению ведомства, преимущества по ст. 29 Закона N 44-ФЗ имеют только общероссийские общественные организации инвалидов. На иные общественные организации инвалидов (в т.ч. региональные) преференции не распространяются.

Дело в том, что Закон об общественных объединениях разделяет понятия общероссийского и регионального общественного объединения (в т.ч. общественной организации).

Документ: Письмо ФАС России от 10.07.2024 N МШ/60841/24

Рекомендуем: Как предоставить преимущества организациям инвалидов при закупках


6. СУДЫ: ЗАКАЗЧИК ОБОСНОВАННО ТРЕБОВАЛ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОПЛАТЕ ДОГОВОРА ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПЫТА ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ

Участников конкурса среди СМСП обязали представлять для оценки опыта кроме договоров еще и документы об их оплате (выписки из банка или копии платежных поручений). По мнению заказчика, это помогало ему внимательнее выбирать контрагента.

Контролеры признали подход заказчика незаконным. Три инстанции с ними не согласились:

  • спорное требование установили из соображений должной осмотрительности. Неверный выбор контрагента влечет для заказчика административные, налоговые и иные риски;
  • платежные документы подтверждают бесспорную приемку результата работ и страхуют заказчика от риска оценки квалификации по фиктивным сделкам;
  • документы об оплате договоров представляли лишь для оценки опыта. Их наличие не было условием допуска.

Отметим, в практике есть и другое мнение.

Документ: Постановление АС Московского округа от 09.07.2024 по делу N А40-185619/2023


7. КОНСУЛЬТАЦИИ, СТАТЬИ

Вопрос: О возникновении денежного обязательства за поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу) по государственному (муниципальному) контракту в сфере закупок. (Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 02-11-14/22974)

"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ" (Гурин О.Ю.) ("НОК", "Печатный Двор", 2024)

Статья: 223-ФЗ: расходы или закупки? (Беляева О.) ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)

Статья: "Закупочный ликбез": почему письма Минфина России и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок (Байрашев В., Дон В.) ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)

Статья: Предквалификация по ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: что нужно знать поставщику (Васильева Н.) ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)

Вопрос: Как указывать характеристики объекта с использованием ЕИС, если в техническом задании используются формулы, таблицы, изображения, а описание характеристик объекта закупки превышает 2 тысячи символов? ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)

Статья: Автономное учреждение: выбор надлежащего режима закупок при выполнении государственного задания (Беляева О.) ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)

Статья: Затраты на предоставление независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта на выполнение строительных работ (Гурин О.) ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)

Статья: Что нужно знать заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ, о цифровизации закупочной деятельности (Байрашев В., Дон В.) ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)

Статья: Практика рассмотрения споров о применении предельных значений характеристик детализирующих показателей опыта при проведении электронных конкурсов (Хидиров Г.) ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)

Статья: Подготовка обоснований при описании объекта закупки (Александров Г.) ("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)


8. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2024 N 305-ЭС24-8727 по делу N А40-237271/2021

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта, взыскании задолженности, неустойки; встречному иску о взыскании неустойки, штрафов, компенсации коммунальных платежей.

Обжалуемый результат спора: Первоначальный и встречный иски удовлетворены частично.

Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку довод о том, что истец фактически лишен возможности восстановить свое нарушенное право путем получения надлежащей оплаты за выполненные работы, поскольку ее размер незаконно уменьшен на стоимость предполагаемых убытков в виде стоимости устранения недостатков, которые ответчик фактически не понес, заслуживает внимания.

Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2024 N 305-ЭС24-9352 по делу N А40-169784/2023

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным в части приказа антимонопольного органа, обязании устранить нарушение.

Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, исходя из существенности допущенных обществом нарушений и отсутствия обстоятельств, которые могли бы с объективностью свидетельствовать об отсутствии возможности исполнить обязательства по договору.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.


Гособоронзаказ

9. ФАС БУДЕТ СТРОЖЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ГОСОБОРОНЗАКАЗ

Федеральная антимонопольная служба получит больше полномочий для прекращения нарушений в сфере государственного оборонного заказа. Такой закон Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 17 июля.

Документ разработан Правительством и предусматривает изменения в Закон «О государственном оборонном заказе». Новые нормы позволят снизить нагрузку на оборонные предприятия. Компания сможет устранить нарушения до возбуждения дела об административном нарушении.

Согласно нововведениям, ФАС сможет выдавать требования о прекращении нарушений законодательства в сфере гособоронзаказа, если предприятие не предоставило ей предложение о цене на продукцию и обоснование такой цены. Также требования будут предъявлять, если компания не дала информацию о затратах по исполненным контрактам.

По словам зампреда Комитета Совфеда по обороне и безопасности Сергея Муратова, это позволит более оперативно реагировать на нарушения. Сенатор отметил, что «в условиях экономических санкций продолжены меры по снижению регуляторной и административной нагрузки на участников государственного оборонного заказа, а также совершенствованию контроля в этой сфере экономики».

Кроме того, на пленарном заседании одобрили еще один закон (№ 611238-8), согласно которому оборонные предприятия не будут сообщать в Федеральную антимонопольную службу о повышении цен подрядчиками. Сейчас они должны извещать ФАС о повышении цен поставщиками больше чем на пять процентов. За непредоставление такой информации могут оштрафовать на 100-500 тысяч рублей. Указанное требование касается даже небольших поставок.

Согласно закону, исполнителям гособоронзаказа необязательно сообщать о повышении цен, если они не превышают тарифы, стоимость государственного контракта или биржевые показатели. Не нужно будет извещать о повышении цены, если она сформирована субъектами естественных монополий.

Законопроект: № 599893-8

Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/social/fas-budet-strozhe-kontrolirovat-gosoboronzakaz.html


10. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2024 N 305-ЭС24-12605 по делу N А40-143301/2023

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании торгов и заключенного по итогам торгов договора.

Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку существенных нарушений, повлекших грубое нарушение прав и законных интересов истца при проведении закупки у единственного поставщика, допущено не было. Действия заказчика имели разумное экономическое обоснование с целью поддержания непрерывности процесса выполнения комплекса работ в рамках выполнения государственного оборонного заказа. Таким образом, не имеется оснований для признания торгов и заключенного по их результатам договора недействительными.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.

Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2024 N 307-ЭС24-10866 по делу N А56-127318/2022

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по договору субподряда на основании договора об уступке права требования.

Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку положения законодательства о государственном оборонном заказе содержат императивный запрет на совершение операций по исполнению договора об уступке права требования по отдельному счету, открытому исполнителю, соглашение об уступке права (требования) признано ничтожным.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2024 N Ф07-7893/2024 по делу N А56-59670/2023

Требование: О взыскании с общества задолженности по договору на выполнение работ и передачу заказчику составной части опытно-конструкторской работы.

Обстоятельства: Учреждение ссылается на неоплату выполненных работ.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку договором предусмотрена оплата работ после получения средств от государственного заказчика по государственному оборонному заказу, доказательства поступления денежных средств не представлены.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2024 N 09АП-37763/2024, 09АП-37767/2024 по делу N А40-67635/2020

Процессуальные вопросы: 1) О замене стороны правопреемником; 2) О перерыве в судебном заседании.

Решение: 1) Отказано, так как уступка права требования по договору, заключенному во исполнение государственного оборонного заказа, недопустима; 2) Отказано.


Возврат к списку