ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области М.Л. Никоновой

Интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области М.Л. Никоновой

ТЕМА: "Практика применения 44-ФЗ и 223-ФЗ".

Интервью состоялось 28 декабря 2016 года                                     


1. Просим дать разъяснения о порядке действий заказчика, если в процессе исполнения контракта выяснилось, что поставщик услуг попал в реестр недобросовестных плательщиков. 

В соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация: 

- об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов; 

- о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контрактов по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. 

Таким образом, ни Законом о контрактной системе, ни Гражданским кодексом РФ не предусмотрено такое основание для расторжения государственного (муниципального) контракта, как включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в период действия контракта. 

По мнению ФАС России, изложенному в письме от 6 августа 2015 г. N АЦ/40483/15, включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. 

2. Обязан ли заказчик уменьшить цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком, не являющимся плательщиком НДС, на сумму НДС, в случае если в сводном сметном расчете отдельной строкой выделена сумма НДС? 

Часть 13 ст. 34 Закона о контрактной системе содержит описание единственного случая, когда заказчик вправе уменьшить сумму, подлежащую уплате стороне по контракту, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, а именно: если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица. В иных случаях в силу положений ч. 1 ст. 95 Закона N 44- ФЗ цена не может быть уменьшена заказчиком без согласия исполнителя. Кроме того, Законом N 44-ФЗ установлено, что контракт заключается по цене, предложенной победителем, при этом в силу положений ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. 

3. Нужно ли описывать закупаемый товар в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ, если закупаем у единственного поставщика, и во всех ли случаях?

В соответствии с п. 2 ч. 3, ч. 6 ст. 21 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки включается в планы-графики закупок для федеральных нужд (постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 553), планы-графики закупок для нужд субъектов РФ, муниципальных нужд (постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 554).

Согласно п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки включается в извещение. Причем описание объекта закупки включается в извещение в обязательном порядке при любых способах определения поставщика. 

Таким образом, если закупка у единственного поставщика предусматривает размещение извещения (случаи, предусмотренные пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ), то описание объекта закупки в извещении должно быть. 

4. Статьей 22 Закона N 44-ФЗ установлены правила и методы обоснования НМЦК, при этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567. 

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Данное требование не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48 части 1 ст. 93 Закона. 

Требуется ли обосновывать по вышеуказанным правилам НМЦК, заключаемого с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если обязанность составлять отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в данном случае не требуется? 

Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик не обязан обосновывать цену контракта с единственным поставщиком, заключаемого на основании п. 4 ч. 1 указанной статьи, ни в самом контракте, ни в отдельном отчете. 

5. Аукционное задание содержит показатель "количество товара". Статья 33 Закона N 44-ФЗ количество товара не относит к характеристикам товара. Подлежит ли отклонению заявка участника, в которой не указано количество товара? 

Согласно п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать не только наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, но и информацию о количестве товара. 

Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта на поставку товара установлены положениями пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 названного Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. 

Следовательно, документация об аукционе должна содержать не только информацию, указанную в извещении о проведении аукциона (в том числе информацию о количестве товара), но также и требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Закона (конкретные показатели товара). 

Таким образом, количество товара, являясь показателем документации электронного аукциона, должно быть указано в заявках участников аукциона. Отсутствие количества товара в заявке или указание количества товара, не соответствующего требованиям документации, является основанием к отклонению заявки на основании ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ. 

По данному вопросу имеется судебная практика, в частности постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.06.2016 по делу N А17-6518/2015. 

6. Вправе ли заказчик отклонить первую часть заявки участника электронного аукциона за недостоверную информацию о характеристиках товара на основании информации с сайта производителя товара? 

Законом N 44-ФЗ не установлен порядок проверки аукционной комиссией первых частей заявок на участие в электронном аукционе, не определен и перечень источников, из которых комиссия вправе получать информацию о достоверности сведений, содержащихся в документах, исходящих от участников аукциона. 

В судебной практике есть примеры дел, в которых:

 - правомерность отклонения заявок по мотиву недостоверности указанных в них сведений обосновывается тем, что эти сведения не соответствуют информации, содержащейся на сайтах производителей таких товаров, либо наличием письменного подтверждения недостоверности, исходящего от производителя (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 N 06АП-495/14, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 N 08АП-11924/13, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 N 15АП-3091/12, решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.07.2013, постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 26.03.2014 N Ф08-1715/14, решение Федеральной антимонопольной службы от 26.06.2012 N К-1192/12);

 - сам по себе факт несоответствия между содержащимися в первой части заявки сведениями и информацией, размещенной на сайте производителя, не признавался доказательством недостоверности представленных участником сведений и, следовательно, достаточным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 N 09АП-38200/13, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 N 13АП-10970/13). 

Наличие различной правоприменительной практики свидетельствует о том, что при возникновении у заказчика сомнений в достоверности сведений, содержащихся в первой части заявки, целесообразно принимать максимально возможные меры для проверки достоверности этих сведений, не ограничиваясь сравнением их с информацией, представленной в сети Интернет.

7. Наша организация является поставщиком. Уже несколько раз была такая ситуация, когда электронный аукцион, на который мы подали заявку на участие, и она была принята, не состоялся по техническим причинам. Как правило, это было связано с нестабильной работой электронной площадки в сети Интернет, т.е. мы или не могли зайти на страницу площадки, или ценовое предложение было невозможно подать. Как правило, после таких сбоев от площадки приходит письмо о том, что аукцион не состоялся из-за того, что не было подано ни одно ценовое предложение, а информации про технические сбои со стороны площадки, как правило, не бывает никакой. 

В связи с этим хотел задать вопросы: 

1) какую ответственность несет электронная торговая площадка в соответствии с законодательством о торгах? 

2) что необходимо делать поставщику в подобных ситуациях, чтобы все-таки подать свое ценовое предложение заказчику и привлечь торговую площадку к ответственности? 

3) каким образом в этом случае будет поступать заказчик с таким несостоявшимся аукционом? 

Согласно ч. 5 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4 настоящей статьи (не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся). Жалобы на действия оператора ЭТП рассматривает Центральный аппарат ФАС России (у территориальных органов ФАС таких полномочий нет). 

По результатам рассмотрения жалобы при установлении нарушения в действиях оператора электронной площадки может быть выдано предписание о повторном проведении процедуры электронного аукциона. 

Административная ответственность предусмотрена ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей. 

8. Автономное учреждение при проведении конкурсных закупок руководствуется Законом N 223-ФЗ. Обязано ли учреждение прописывать в своем положении о закупках порядок обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора, если договоры заключаются как с бюджетными, так и с коммерческими организациями. 

В соответствии со ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными Положениями о закупке, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

Закон N 223-ФЗ не содержит обязательного условия о предоставлении обеспечения заявок и обеспечения исполнения договора. Заказчики вправе устанавливать их самостоятельно в своем Положении о закупках. 

9. Заказчик проводит открытый конкурс. 

Требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе сформулированы в ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В частности, "все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса". 

Аналогичные требования указаны заказчиком в документации об открытом конкурсе. 

При оформлении заявки у участника закупки возникли вопросы:

 - что такое "том заявки"?

 - по какому принципу участник закупки должен формировать тома заявки?

 - можно ли все листы заявки и всех документов к ней прошить и пронумеровать как единый документ или обязательно необходимо отдельно прошить и пронумеровать саму заявку и отдельно прошить и пронумеровать все остальные документы (создав том заявки)?

 - вправе ли заказчик отклонить заявку участника на том основании, что все листы и документы в составе заявки сшиты в единый документ, т.е. не создан ни один том заявки? 

Порядок оформления и состав заявки на участие в открытом конкурсе установлен ст. 51 Закона о контрактной системе.

Частью 2 ст. 51 Закона определены информация и документы, которые должны содержаться в заявке на участие в открытом конкурсе. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Именно эти документы и составят том заявки. 

Все листы заявки, тома заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

По вопросу отклонения конкурсных заявок в связи с их неправильным оформлением имеется судебная практика.


Внимание! На вопросы, по которым требовалась дополнительная информация или уточнения, ответы даны не были.

Данные вопросы Вы можете задать специалистам Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в ходе личного приема в соответствии с графиком приема граждан.


Возврат к списку