ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Интернет-интервью с заместителем руководителя управления - начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

Интернет-интервью с заместителем руководителя управления - начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачевой

ТЕМА: «Основные изменения законодательства о контрактной системе, вступившие в силу с 01.07.2018».

Интервью состоялось 4 декабря 2018 года 

 
     

                            

Вопрос № 1. Когда ФАС РФ определит порядок расчета НМЦК при закупках автомобильного бензина по Закону N 44-ФЗ? Этот порядок будет действовать при конкурентных процедурах и при закупках у единственного поставщика? Каким образом заказчики будут рассчитывать начальную (максимальную) цену контракта для закупок?

Согласно части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе Правительство вправе установить правила, по которым заказчики рассчитывают НМЦК, для отдельных закупок.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства РФ от 08.09.2018 N 1074 с 26.09.2018 ФАС России уполномочена на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.

Антимонопольный орган определит порядок расчета НМЦК при закупках моторного топлива, автомобильного и авиационного бензина и согласует его с Минфином России. Данный порядок будет действовать как при конкурентных процедурах, так и при закупках у единственного поставщика.

В настоящее время порядок разрабатывается в ФАС России.

Вопрос № 2. Слышал, что одно из изменений в Законе N 44-ФЗ, которое уже действует с 01.07.2018, - это проведение экспертизы товаров, работ, услуг. Поясните, пожалуйста, когда это потребуется делать? Кто может выступать для заказчика в роли эксперта? Могут ли экспертами быть физические лица? Может ли заказчик обратиться за проведением такой экспертизы к другим поставщикам, которые участвовали в закупке, но не выиграли?

Действительно с 01.07.2018 увеличилось количество случаев, когда заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу при приемке товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Обращаю внимание, что под исключение не попали пункты 25.1 - 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупки в электронной форме, в том числе электронные аукционы). Следовательно, в случае заключения контрактов на основании этих пунктов, заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Конечно же, это упущение, и должны быть внесены изменения в части дополнения п. 1 ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе пп. 25.1 - 25.3 ч. 1 ст. 93 настоящего Закона.

Согласно п. 15 ст. 3 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией физическое либо юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам.

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе эксперты, экспертные организации привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Вопрос № 3. Наша организация является поставщиком. Мы зарегистрированы на нескольких торговых площадках. Слышал, что необходимо будет обязательно зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru, открыть спецсчет и т.д. Скажите, что нам еще нужно учесть в работе и обязательно сделать до 01.01.2019?

Чтобы участвовать в электронных закупках, потребуется получить в аккредитованном удостоверяющем центре квалифицированную электронную подпись, а также пройти аккредитацию на всех электронных площадках (если ее прошли до 01.07.2018, то повторять не надо).

В соответствии с ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в уполномоченных банках.

Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626.

По вопросу открытия и использования специальных счетов рекомендую руководствоваться в том числе информационными письмами Минфина России от 31.08.2018 N 24-00-09/62461, от 02.10.2018 N 24-06-08/70718.

С 1 января 2019 года в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок. Регистрация в ЕИС участников будет проходить в электронной форме и бесплатно. Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке.

Лица, аккредитованные на площадках, но не прошедшие регистрацию в ЕИС, смогут подавать заявки только по 31 декабря 2019 года.

Вопрос № 4. Скажите, в настоящий момент уже все конкурсные процедуры должны быть обязательно в электронном виде? Или хотя бы до конца года есть возможность поучаствовать, например, в запросе котировок, который проходит в "бумажном виде"?

С 01.07.2018 заказчики вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме.

Однако с 01.01.2019 это будет уже обязанностью заказчиков.

Вопрос № 5. Наша организация является заказчиком. С какими ошибками в основном сталкивается УФАС в своих проверках по Закону N 44-ФЗ? Что нам как заказчику нужно учесть в работе и обязательно выполнить или исправить до 31.12.2018?

При проведении проверок Кировское УФАС России выявляет нарушения в документациях о закупке, а также нарушения сроков размещения информации, подлежащей размещению в ЕИС.

В Закон о контрактной системе внесены изменения (требования к участникам закупок, к составу заявки, к описанию объекта закупки и другие), которые должны быть учтены заказчиками при подготовке документации о закупке.

Также рекомендуем соблюдать сроки размещения информации в ЕИС (извещений, протоколов, контрактов, информации об исполнении (изменении, расторжении) контрактов, решений об одностороннем отказе от заключения контракта и др.)

Ответственность за данные нарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вопрос № 6. Допущенная опечатка в техническом задании не повлияла на результаты определения поставщика и не повлекла нарушения прав и законных интересов участника закупки, подавшего жалобу. Будет ли в данном случае заказчик привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ?

Да, заказчик подлежит привлечению к административной ответственности за данное нарушение. Признание данного нарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ) является правом должностного лица, рассматривающего административное дело.

В Кировском УФАС России отсутствует практика применения ст. 2.9 КоАП РФ за нарушения законодательства, контролируемого антимонопольным органом.

Вопрос № 7. В соответствии с законодательством Российской Федерации вправе ли главный распорядитель бюджетных средств указывать своему подведомственному бюджетному учреждению, каким именно способом (аукцион, запрос котировок, открытый конкурс) проводить закупку товаров/работ/услуг, или выбор способа закупки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ является правом заказчика (подведомственного бюджетного учреждения)?

В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе именно Заказчик определяет способ закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и подзаконными актами (например, распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р определен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме).

Вопрос № 8. Какой алгоритм действий при расчете НМЦК, если заказчиком направлены запросы (не менее 5-ти) потенциальным поставщикам, а они в свою очередь не предоставили коммерческих предложений (сведений) на поставку товара?

Методы обоснования НМЦК установлены ст. 22 Закона о контрактной системе. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов обоснования НМЦК, п. 3.7 которых рекомендованы несколько процедур: запрос коммерческих предложений, поиск ценовой информации в реестре контрактов, информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях, и другие. Таким образом, если не получили коммерческие предложения, используйте иную процедуру получения информации о предмете закупки.

Контроль за правильностью обоснования НМЦК возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Вопрос №9. Допускается ли законодательством возможность открытия и использования единого спецсчета юридическим лицом как участником закупок одновременно по Закону N 44-ФЗ и по Закону N 223-ФЗ?

Как ранее уже было сказано, вопросы открытия специальных счетов для участия в закупках освещены в информационных письмах Минфина России от 31.08.2018 N 24-00-09/62461, от 02.10.2018 N 24-06-08/70718. Однако они не содержат позиции по данному вопросу.

Таким образом, вопрос о едином спецсчете для участия в закупках по ФЗ N 44-ФЗ и N 223-ФЗ может быть адресован Минфину России, являющемуся регулятором данных правоотношений.

Вопрос №10. Вправе ли заказчик, который осуществляет закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ от 05.04.2013, при обосновании НМЦК одной закупки одновременно использовать несколько источников информации: и цены из коммерческих предложений, и стоимость услуг из реестра контрактов, размещенных в ЕИС?

Как было уже сказано ранее, приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов обоснования НМЦК, п. 3.7 которых рекомендованы несколько процедур: запрос коммерческих предложений, поиск ценовой информации в реестре контрактов, информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях, и другие.

Таким образом, считаю, что при обосновании НМЦК могут быть использованы различные источники информации.

Контроль за правильностью обоснования НМЦК возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Вопрос № 11. Может ли заказчик подать жалобу на оператора электронной площадки согласно ст. 3 Закона N 223-ФЗ и если да, то в каком порядке? Согласно ч. 12 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Какая это ответственность?

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия оператора электронной торговой площадки могут быть обжалованы в антимонопольный орган. Жалобы на действия оператора ЭТП рассматривает Центральный аппарат ФАС России (у территориальных органов ФАС таких полномочий нет).

По результатам рассмотрения жалобы при установлении нарушения в действиях оператора электронной площадки может быть выдано предписание. Административная ответственность для операторов ЭТП в рамках Закона N 223-ФЗ ст. 7.32.3 КоАП не предусмотрена.

Вопрос №  12. Подпадают ли договоры, заключенные потребителями с гарантирующим поставщиком электрической энергии, под действие п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ?

С 31.12.2017 договоры поставки электроэнергии и договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками выведены из-под действия Закона N 223-ФЗ.

Вопрос № 13. По ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ, если вносятся изменения в план-график по закупке у единственного поставщика на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ, надо ли выжидать 10 дней до даты заключения договора?

В силу ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе внесение изменений в план-график по закупке, проводимой в соответствии с ч. 1 ст. 93 настоящего Закона, может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки, но не ранее размещения внесенных изменений в единой информационной системе в соответствии с частью 15 настоящей статьи.

Согласно п. 10(2) Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, в случае если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки, внесение изменений в план-график по такому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

Частью 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ определены случаи размещения извещений при осуществлении закупки у единственного поставщика, к которым не относится п. 32 ч. 1 ст. 93 данного Закона. Следовательно, изменения могут вноситься не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

Вопрос № 14. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 распространяется на заявки участников закупки, содержащие предложение о поставке товаров иностранного происхождения. Возникает вопрос, необходимо ли участникам закупки, предложившим товар российского происхождения, подтвердить страну происхождения товаров сертификатом СТ-1? По логике постановления такой сертификат должны представить только участники, предлагающие товар, происходящий из страны - участника Евразийского экономического союза (кроме России).

Указанным постановлением Правительства установлен перечень документов, являющихся подтверждением производства товаров на территории России. Таким документом является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, либо заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Вопрос № 15. В случае если подрядчик по контракту нарушил сроки выполнения работ, как по общему правилу заказчику правильно рассчитать пени? Интересует вопрос о правильном подсчете дней просрочки, а именно: включается ли день фактического окончания выполнения работ в количество дней просрочки?

При расчете пени необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", а также положениями гражданского законодательства.

Контроль за применением заказчиками ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Вопрос № 16. Есть ли ответственность юридического лица в случае, если в тексте контракта, заключенного после июля 2018 года, указана ставка рефинансирования, а не ключевая ставка? Какова позиция Кировского УФАС?

В случае указания в проекте контракта размера пени в недействующей редакции Закона о контрактной системе должностное лицо заказчика несет административную ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Вопрос № 17. Мы - поставщик. В 2014 г. наша организация участвовала в электронном аукционе на площадке sberbank-ast. После подачи заявки была произведена блокировка суммы обеспечения заявки на лицевом счете площадки. В ходе аукциона заказчик в силу разных причин отказался от проведения процедуры закупки, но не выполнил необходимые действия в "Личном кабинете" по ее корректному завершению. Сумма обеспечения заявки осталась заблокированной. Выяснилось это только сейчас, когда мы решили вывести все средства с лицевого счета площадки. С заказчиком связывались, у него сейчас нет доступа на площадку для корректного завершения этой процедуры. Мы обратились на площадку с заявлением с объяснением ситуации и просьбой провести разблокирование. Нам ответили, что прекращение блокирования денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, может быть осуществлено оператором ЭП только на основании предписания или иного документа, согласно которому оператор ЭП должен осуществить прекращение блокирования денежных средств участника по электронному аукциону. Мы обратились на горячую линию площадки за дополнительными разъяснениями. Нам рекомендовали обратиться в УФАС с заявлением, и только предписание УФАС для площадки будет основанием для прекращения блокирования. На вопрос, что может служить "иным документом", рекомендовали обратиться письменно в их юридическую службу.

Вопрос: действительно ли для нас в данной ситуации обращение в УФАС будет единственным решением проблемы? Может ли УФАС выдать такое предписание и как его можно было бы получить?

Выдача предписания оператору электронной торговой площадки возможна только после установления нарушения по результатам рассмотрения жалобы или проведения проверки. Рассмотрение жалоб и проведение проверок в отношении операторов электронных площадок осуществляется Центральным аппаратом ФАС России.

Вопрос № 18. Чтобы рассчитать НМЦК, Закон N 44-ФЗ позволяет брать ценовую информацию по заключенным контрактам, сыгранным ранее через аукционы. Но для обоснования цены контракта нельзя использовать коммерческие предложения от аффилированных между собой организаций (нужно брать КП в разных местах - делают нам замечания проверяющие нас вышестоящие органы).

Но в трех заключенных контрактах могут быть эти же аффилированные лица. Тогда встает вопрос, нужно ли все-таки отслеживать аффилированные лица и правы ли проверяющие нас органы?

Согласно ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ для обоснования НМЦК может использоваться информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 3.7.1 Методических рекомендаций по применению методов обоснования НМЦК, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, для получения ценовой информации рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет").

Таким образом, данные нормы не содержат запрет на получение ценовой информации от аффилированных лиц.

Контроль за правильностью обоснования НМЦК возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Вопрос № 19. По условиям контракта на выполнение подрядных работ приемка результата выполненных работ осуществляется в день их окончания, день в день. Есть мнение, что срок, в течение которого заказчиком осуществляется приемка, не включается в срок для расчета пени в случае нарушения подрядчиком срока выполнения работ. В рассматриваемом случае, если подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, будет ли день фактического окончания выполнения работ (соответственно он же и день их приемки) учитываться при расчете пени за просрочку?

Ответ в вопросе № 15.

 

И в завершение хочу сообщить, что вновь подготовлены законопроекты о внесении изменений в Закон о контрактной системе, которые мы будем ожидать в 2019 году. Всем удачи и хорошего настроения!

Внимание! На вопросы, по которым требовалась дополнительная информация или уточнения, ответы даны не были.


Возврат к списку