ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Анонс интервью:

Элемент не найден!

Возврат к списку

Прошедшие интервью:

Интернет-​интервью с директором КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» Д.В. Цапаевым

Интернет-​интервью с директором КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» Д.В. Цапаевым

ТЕМА: «44-ФЗ НА ПРАКТИКЕ: КАК ЗАКАЗЧИКУ И УЧАСТНИКУ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК».

Интервью состоялось 13 ноября 2017 года                                     



Вопрос №1. Какими функциями наделено КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" и каким образом оно участвует в процедуре закупки?

На КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" возложены полномочия по определению поставщиков для государственных и муниципальных заказчиков.

Что это означает на практике. Заказчики сообщают учреждению свои потребности в определенных товарах, работах, услугах, направляя заявки. Заявка должна содержать описание объекта закупки (техническое задание), проект контракта и обоснование его начальной (максимальной) цены. На основании данных документов учреждение разрабатывает документацию и объявляет закупку.

Далее идет этап приема заявок на участие в торгах. Специальная комиссия проводит их оценку на соответствие требованиям, установленным в закупочной документации.

На заключительном этапе заказчик самостоятельно заключает контракт с победителем, определенным решением комиссии нашего учреждения. Данная схема является одним из вариантов, предусмотренных Законом о контрактной системе для централизации закупок.


Вопрос №2. Наша организация участвовала в тендере, закупка проводилась в форме электронного аукциона. Аукционная комиссия отклонила нашу заявку, поскольку в составе второй части заявки отсутствовал ИНН директора, хотя при этом сведения об ИНН директора были поданы нами при аккредитации на торговой площадке. Насколько правомерно такое отклонение, ведь аккредитационные данные направляются заказчику вместе со вторыми частями заявок?

На наш взгляд, отклонение заявки в рассматриваемой ситуации правомерно.

Участник закупки обязан указать ИНН руководителя при формировании и подаче заявок, а не в момент аккредитации на торговой площадке. Как показывает практика, аккредитационные данные зачастую не актуализируются и могут содержать недостоверную информацию. В равной степени это относится и к информации, предусмотренной п. 1 ч. 5 статьи 66 Закона о контрактной системе: место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), ф.и.о, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, ИНН участника аукциона и др.

При проверке вторых частей заявок наша аукционная комиссия использует сервис сайта Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru, поэтому во избежание спорных ситуаций рекомендуем своевременно вносить в ЕГРЮЛ сведения об изменении учредителей и руководящего состава организации.


Вопрос №3. При подаче заявки на электронный аукцион на оказание услуг в 1-й части достаточно только поставить галочку на "согласие", которое формируется функционалом торговой площадки, или нужно обязательно прикладывать отдельный документ, где согласие прописано явным образом?

Законом о контрактной системе не предусмотрены обязательные требования к форме выражения согласия на участие в электронном аукционе. При этом указано, что обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, поэтому, если функционалом торговой площадки предусмотрена возможность проставления "галочки" на согласие участвовать в электронном аукционе и участник закупки таким функционалом воспользовался, значит он автоматически согласился участвовать в электронном аукционе.

Мы не рекомендуем в указанном случае дополнительно прикладывать документ. Бывали ситуации, когда участники закупок ошибочно прикладывали отдельный документ, в котором давали согласие на участие в совершенно другой закупке.


Вопрос №4. Какие документы должны быть обязательно приложены ко второй части заявки, чтобы эту заявку не отклонил заказчик?

Конкретный перечень документов, предоставляемых в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, должен быть установлен в документации о таком аукционе.

Перечень документов, предоставляемых в составе заявки, может меняться в зависимости от объекта закупки. Например, если заказчиком установлено, что принять участие в закупке могут только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, во второй части заявки должна прилагаться соответствующая декларация. Если объектом закупки являются, например, работы по монтажу системы охранно-пожарной сигнализации, то требуется лицензия МЧС и т.д.

В любом случае в заявке должна быть информация об участнике закупки: наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона, ИНН. Обращаем внимание, что в заявке должен содержаться ИНН как самого участника закупки, так и учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона. В остальном участнику закупки необходимо ориентироваться на требования, установленные заказчиком в документации.

Важный момент. В п. 27 ст. 44 Закона о контрактной системе прописано: если в течение одного квартала на одной электронной площадке заявка участника закупки трижды отклоняется по причине непредставления необходимых документов, участник закупки теряет денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки по последнему аукциону.

Желающим стать участниками закупок, проводимых нашим учреждением, советуем обратить внимание на шаблоны документов, включенные в каждую документацию о закупке. Это позволит избежать лишних ошибок.

Например, многие не указывают на отсутствие у руководителя судимости за совершение преступлений по ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Данное требование было введено в действие с января 2017 года. Это свидетельствует о том, что участники закупок не отслеживают изменения, вносимые в акты законодательства о контрактной системе. Но, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.


Вопрос №5. Нужно ли в госконтракте с единственным поставщиком указывать:

- в преамбуле - по какой статье ФЗ N 44-ФЗ он будет заключаться?

- ответственность сторон, штрафы и пени со стороны заказчика и исполнителя?

Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика включать в преамбулу контракта ссылку на основания для его заключения. Вместе с тем полагаем, что заказчику целесообразно это делать, поскольку такие действия позволят избежать дополнительных вопросов относительно оснований заключения контракта со стороны контролирующих органов в ходе проведения проверок.

По второй части вопроса. Необходимость включения в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе. Условия начисления (определения) неустоек, освобождения от их уплаты определены в частях 5 - 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.

При этом следует отметить, что согласно части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 части 1 статьи 93 (случаи осуществления закупки у единственного поставщика), требования частей 4 - 9 статьи 34 заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.


Вопрос №6. При подаче заявки на участие в запросе котировок, если заявка состоит из нескольких листов, то как их необходимо сшивать? Может ли заказчик предъявлять особенные требования к этому и, если участник неправильно сшил заявку, будет ли он отклонен от рассмотрения?

Закон о контрактной системе не устанавливает таких жестких требований к подаче заявок на участие в запросе котировок, как, например, в случае открытого конкурса. В том числе не установлено требование о том, что все листы заявки на участие в запросе котировок должны быть прошиты.

Мы не рекомендуем заказчикам устанавливать подобные требования, поскольку они могут вызвать вопросы со стороны органов контроля. А вот участникам закупок советуем все же заявки на участие в запросе котировок прошивать и заверять печатью. Если заявка подается в составе нескольких отдельных листов, участнику закупки будет сложнее доказать факт направления в составе заявки конкретного документа. В практике работы нашего учреждения не было ни одного случая отклонения заявки на участие в запросе котировок по причине того, что листы заявки не были прошиты.

Несколько рекомендаций для желающих участвовать в "бумажных" процедурах. Учитывайте, что наше учреждение принимает заявки одновременно по нескольким процедурам, поэтому целесообразнее на конверте указать номер извещения об осуществлении закупки. Используйте различные способы подачи заявок: курьером, "Почтой России" и т.д., чтобы заявка поступила своевременно. В противном случае такая заявка будет просто возвращена отправителю.


Вопрос №7. В соответствии со ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки необходимо указать место оказания услуг, являющихся предметом контракта.

Услуги планируется оказывать в помещениях по месту нахождения заказчика.

На момент объявления закупки известен точный адрес заказчика (город, улица, дом), но в 2018 году планируется переезд заказчика в другое помещение по новому адресу, который пока неизвестен.

- Является ли место оказания услуг существенным условием контракта?

- Можно ли в ходе исполнения контракта изменить место оказания услуг (в связи с переездом заказчика по новому адресу), оформив дополнительное соглашение к контракту?

- Возможно ли в извещении о закупке указывать не точный адрес оказания услуг (город, улица, дом), а ограничиться указанием только города или субъекта РФ или использовать формулировку "услуги оказываются по месту нахождения Заказчика"?

- Как в извещении о закупке и документации указать место оказания услуг с учетом того, что оно может изменяться в ходе исполнения контракта?

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных статьей 95. Исходя из положений статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида и относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Из анализа положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной системе следует, что место оказания услуг названо условием контракта, необходимым для договора данного вида, в соответствии с которым у сторон возникают их права и обязанности. Точность описания данного условия зависит от вида оказываемых услуг.

По нашему мнению, изменение места оказания услуг будет являться нарушением требований Закона о контрактной системе в случае, если данное изменение является существенным в рамках исполнения контракта.


Вопрос №8. В проекте документации заказчик установил срок оказания услуг - по 31 декабря включительно.

В связи с закрытием финансового года заказчик требует оформить ему акт об оказании услуг 25 декабря, т.е. ранее окончания срока оказания услуг.

- Если исполнитель согласится оформить акт об оказании услуг 25 декабря, не будет ли это свидетельствовать о ненадлежащем оказании услуг исполнителем или об оказании услуг не в полном объеме?

- Возможно ли в данном случае внесение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков?

- Допустимо ли в контракте предусмотреть возможность заказчика оплатить услуги, оказанные в декабре, на основании счета исполнителя до подписания сторонами акта об оказании услуг?

Из содержания статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что к существенным условиям контракта отнесены, в том числе, условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Исходя из положений статей 307 - 308, 711 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе требовать от исполнителя оформления акта об оказании услуг только в сроки, установленные договором, оплата услуг ранее подписания акта об оказании услуг возможна в случае, если договором предусмотрена выплата аванса.

Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков возможно включение информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.


Вопрос №9. По результатам аукциона заключен контракт, по условиям которого предусмотрен срок оплаты - 30 дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки.

При исполнении контракта заказчик нарушает сроки оплаты. В связи с этим заказчик предлагает исполнителю подписать соглашение о реструктуризации задолженности, в котором указываются сумма задолженности, дата погашения задолженности, условие о неначислении процентов на сумму задолженности.

- Можно ли данное соглашение трактовать как соглашение об изменении существенных условий контракта, заключение которого допускается только в строго определенных случаях?

Закон о контрактной системе устанавливает существенными условиями контракта условия, указанные в статье 34, в том числе условия о сроках оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг). По нашему мнению, в данном случае соглашение о реструктуризации задолженности фактически является соглашением об изменении условий контракта. При этом случаи, при которых допускается изменение и расторжение контракта, перечислены в статье 95 Закона о контрактной системе, и сроки оплаты товара сюда не отнесены. Более того, Законом установлен максимальный срок для оплаты товара - 30 дней.

Добавлю, что в письме Министерства финансов РФ от 26.10.2017 N 24-03-08/70438 выражена аналогичная позиция.

Следует напомнить, что изменение условий заключенного контракта в случаях, когда такая возможность Законом о контрактной системе не предусмотрена, влечет за собой административную ответственность.


Вопрос №10. Можно ли распространить действие контракта с единственным поставщиком на правоотношения, возникшие до заключения контракта (например, контракт заключается в марте, а его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января)?

Если возможно, то как в данном случае необходимо оформлять акты сдачи-приемки оказанных услуг: за услуги января - в январе, за услуги февраля - в феврале (без ссылки на контракт) или в марте оформить один акт сдачи-приемки услуг сразу за 3 месяца (январь - март) со ссылкой на контракт?

Считаем, что такое решение не соответствует законодательству о контрактной системе. На тему описанной ситуации есть разъясняющее письмо Минэкономразвития России от 06.12.2016 N Д28и-3341. В нем Министерство отмечает следующее: применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ, согласно которому стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом о контрактной системе, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.


Вопрос №11. При подаче заявки на участие в конкурсе требуется предоставить выписку из ЕГРЮЛ. Возможно ли приложить распечатанную выписку из ЕГРЮЛ, полученную в электронном виде и подписанную электронной цифровой подписью налоговой службы?

В случае предоставления такой выписки заявка на участие в конкурсе будет отклонена за несоответствие требованиям, установленным в конкурсной документации.

В соответствии с Законом о контрактной системе заявка на участие в конкурсе подается в письменной форме и должна содержать выписку из ЕГРЮЛ или нотариально заверенную копию.

На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Распечатанная выписка из ЕГРЮЛ не будет соответствовать требованиям Закона о контрактной системе.

Аналогичную позицию выражают антимонопольные органы и Минэкономразвития России в своем письме от 05.07.2016 N Д28и-1686.


Внимание! На вопросы, не входящие в компетенцию КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок», ответы даны не были.


Возврат к списку