ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Интернет-интервью с руководителем Управления Федерального казначейства по Кировской области, государственным советником Российской Федерации  2 класса, к.э.н. О.Л. Гвызиным

Интернет-интервью с руководителем Управления Федерального казначейства по Кировской области, государственным советником Российской Федерации 2 класса, к.э.н. О.Л. Гвызиным

ТЕМА: «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФК ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ И НОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Интервью состоялось 03 октября 2017 года                                     



Вопрос № 1: Олег Леонидович, сейчас многие госорганы должны предоставлять государственные услуги в электронном виде. В связи с этим хотелось бы узнать, какие услуги предоставляете для физических и юридических лиц и как ими можно воспользоваться?

Федеральное казначейство государственные услуги непосредственно юридическим и физическим лицам не предоставляет, но при этом является органом государственной власти, который выступает связующим звеном между плательщиками, являющимися получателями государственных и муниципальных услуг, с одной стороны, и органами государственной и муниципальной власти, которые предоставляют услуги, с другой стороны.


Вопрос № 2: Наша организация работает со многими госорганами в г. Кирове и по области. Достаточно часто нам приходится слышать от наших клиентов: "Наш платеж вам не пропустило казначейство". Действительно ли так может быть, и по каким основаниям казначейство может не пропустить платеж поставщику государственного заказчика?

Для оплаты денежных обязательств, а другими словами для осуществления кассовых выплат в пользу подрядчиков (поставщиков), государственные заказчики (наши клиенты) представляют в органы Федерального казначейства платежные документы.

В соответствии с требованиями ряда нормативно-правовых актов, которыми регламентируется деятельность Федерального казначейства, правильность оформления платежных документов проверяется органом Федерального казначейства по нескольким параметрам. Если хотя бы один из них не соответствует установленным требованиям, орган Федерального казначейства обязан отказать государственному заказчику в проведении платежа и направить ему Протокол, в котором указывается причина возврата со ссылкой на нарушенные пункты нормативных документов.


Вопрос № 3: Недавно пришел штраф за небольшое нарушение ПДД. Я его оплатил, однако информация об оплате видимо не сразу поступила в базы МВД (я проверял наличие неоплаченных штрафов на www.gibdd.ru). В течение какого периода времени информация об оплате должна поступать в МВД? Каким может быть этот максимальный и минимальный период?

Не ранее 5 рабочего дня после осуществления оплаты. Данный срок обусловлен поэтапной передачей электронных документов об уплате от кредитной организации плательщика в Банк России, из Банка России в орган Федерального казначейства, из органа Федерального казначейства администратору поступлений в бюджет (ГИБДД). Следует обратить внимание на указание уникального идентификатора начисления (УИН) в документах на оплату штрафных санкций. Наличие УИН обеспечивает полную идентификацию платежа и тем самым гарантирует своевременное отражение факта оплаты на официальном сайте "Штрафы ГИБДД" ( www.gibdd.ru).


Вопрос № 4: Государственные заказчики по ФЗ N 44-ФЗ получают ЭЦП для проведения закупок в казначействе. В чем еще состоят функции казначейства для осуществления этой деятельности? Какую еще помощь оказывают сотрудники казначейства заказчикам, например, проводят ли обучение работе на торговых площадках или на сайте www.zakupki.gov.ru?

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В соответствии с этим Законом и Регламентом Удостоверяющего центра Федерального казначейства, утвержденным приказом Казначейства России от 31.07.2015 N 197, Региональный центр регистрации Управления осуществляет создание и выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи заявителям и организациям-заявителям, а также выдачу средства электронной подписи и средства создания запроса (например, КриптоПро CSP, ПАК Jinn).

Кроме выдачи сертификатов, для организации закупок на сайте Единой информационной системы в сфере закупок Управление в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2017 г. осуществляет данный вид контроля.

А именно: Управление осуществляет контроль соответствия информации, содержащейся в планах-графиках, планах закупок, протоколе и проекте контракта, размещаемых в Единой информационной системе в сфере закупок, утвержденным и доведенным до заказчика ключевым финансовым показателям (доведенные лимиты бюджетных обязательств).

В отношении федеральных заказчиков этот контроль проводится в автоматическом режиме посредством взаимодействия Единой информационной системы в сфере закупок с подсистемой "Управление закупками" государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Это позволяет минимизировать риски возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов.

Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то у финансовых органов есть выбор: самостоятельно осуществлять контроль или передать полномочия Управлению на основании соответствующего соглашения. При передаче полномочий Управлению работа региональных и муниципальных заказчиков не изменится, однако все документы, направляемые ими на размещение в Единую информационную систему в сфере закупок, проходят проверку в Управлении в порядке, установленном для федеральных заказчиков.

Что касается обучения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Управление не является федеральным органом государственной власти в сфере образования, кроме того, одним из принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является принцип профессионализма заказчиков. Таким образом, Управление не проводит обучение по работе на торговых площадках и на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако Управление осуществляет информирование и консультирование по вопросам функционирования контрактной системы и Единой информационной системы в сфере закупок и оказывает поддержку пользователям Единой информационной системы в сфере закупок.


Вопрос № 5: Олег Леонидович! Очень хотелось бы узнать, какие функции у Казначейства появились в последнее время и какие изменения в деятельности Вашего Управления планируются в ближайшем будущем?

Хочу сразу отметить, что работа органов Федерального казначейства очень многогранна и ведется с применением программных продуктов, технологических регламентов, электронного документооборота, с соблюдением требований защиты информации и казначейских процедур, направленных на более эффективное управление и использование бюджетных средств.

Казначейство на сегодняшний день - это не только кассир, но и оператор 14-ти подсистем государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", контролер в финансово-бюджетной сфере, удостоверяющий центр и исполнитель многих других важных государственных функций в бюджетном процессе нашей страны.

В последние годы именно Казначейству были поручены несколько глобальных IT-проектов, в том числе совместно с Министерством финансов Российской Федерации, функции оператора государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Появилась новая функция, перешедшая к Казначейству в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Считаю это логичным, ведь именно органы Федерального казначейства обладают значительным массивом информации о совершенных операциях по кассовому исполнению федерального бюджета. Благодаря профессионализму наших сотрудников этот переход состоялся плавно, без срыва выполнения плановых контрольных мероприятий.

Начиная с 2014 года Управление приступило к предоставлению краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. На Управление в полном объеме возложен контроль за своевременностью возврата кредитных средств и уплатой процентов за пользование кредитными ресурсами.

Начиная с 2018 года перечень муниципальных образований, имеющих право получать "казначейский кредит", будет расширяться в зависимости от того, насколько конкретное муниципальное образование соответствует установленным Минфином России критериям отбора.

С 2016 года Управлением осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений), которое представляет собой проведение и учет операций с целевыми средствами на лицевых счетах юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства.

С 2017 года Управление учитывает денежные обязательства получателей средств федерального бюджета. Постановка на учет денежного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет денежное обязательство осуществляются в соответствии со Сведениями о денежном обязательстве, сформированными клиентом на основании документов-оснований, таких, как счет, счет-фактура, товарная накладная, универсальный передаточный документ, государственный контракт (в случае осуществления авансовых платежей в соответствии с условиями государственного контракта, внесения арендной платы).

Еще одной новацией, внедряемой в органах Федерального казначейства с 2017 года, является применение такого платежного инструмента, как казначейский аккредитив.

Казначейский аккредитив - это документ, подтверждающий обязательство государственного заказчика по государственному контракту о перечислении суммы аванса в размере фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг при предъявлении исполнителем (соисполнителем) в орган Федерального казначейства документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

С января 2017 года Управление осуществляет мониторинг информации, представляемой получателями средств федерального бюджета, распорядителями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, государственными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются главными распорядителями средств федерального бюджета, лицевые счета которым открыты в Управлении (т.е. субъекты мониторинга), в подсистему "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Если кратко, Управление проводит мониторинг в отношении таких показателей, как предоставление субъектами мониторинга информации в подсистему "Учет и отчетность", а также соответствие состава представленной отчетности нормативным правовым актам и методическим документам Минфина России.

Относительно задач на 2017 год следует сказать, что они определены Стратегической картой Казначейства России на период с 2017 по 2021 год.

К 2020 году Казначейство должно стать бюджетной платежной системой со всеми функциями управления денежными средствами участников и не участников бюджетного процесса, казначейская система станет единой учетной службой, обеспечивающей ведение бухгалтерского, бюджетного, налогового, управленческого учетов финансово-хозяйственной деятельности, а также расчета заработной платы и составление отчетности для всех казенных учреждений федерального уровня, включая федеральные органы государственной власти, Казначейство станет единой службой контроля и оценки эффективности расходования бюджетных средств.

Новые проекты - это не только огромные риски, но и огромные возможности по оптимизации и улучшению операционных функций государства в бюджетной сфере.


Вопрос № 6: Обязан ли поставщик по Закону N 44-ФЗ открывать счет в Федеральном казначействе для расчетов по госконтракту?

Нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусматривается открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

Вместе с тем в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в территориальных органах Федерального казначейства должны открываться лицевые счета юридическим лицам, получающим целевые средства, предоставление которых предусматривает последующее подтверждение их использования.

Лицевые счета для расчетов по государственным контрактам должны открываться также в случаях, установленных Правительством РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 249 "О казначейском сопровождении средств в валюте РФ, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу" для осуществления расчетов в целях исполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу лицевые счета открываются исполнителям и соисполнителям по государственным контрактам. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" предусмотрено открытие лицевых счетов юридическим лицам - сельхозтоваропроизводителям, в том числе фермерским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, в случае обращения финансового органа субъекта Российской Федерации в территориальные органы Федерального казначейства.


Вопрос № 7: Организация изменила название. Каким образом можно переоформить карточку подписей в Казначействе?

В случае изменения наименования организации, у которой в органах Федерального казначейства открыты лицевые счета, представляется карточка образцов подписей с новым наименованием, оформленная и заверенная в соответствии с пунктами 18, 46, 93 и 120 порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства". Форма карточки образцов подписей размещена на сайте Управления Федерального казначейства по Кировской области в разделе "Документы"/"Открытие и ведение лицевых счетов".


Вопрос № 8: Нужно ли менять карточку образцов подписей в Казначействе, если, например, подпись лица, имеющего право первой подписи, называлась первый заместитель главы администрации района, управляющий делами, а стала просто управляющий делами?

В соответствии с пунктом 15 приказа Казначейства России от 17.10.2016 N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" при изменении должности лица, включенного в карточку образцов подписей, представление новой карточки образцов подписей не требуется.


Вопрос № 9: Некоторое время назад Росфиннадзор вошел в состав Казначейства. Одной из функций Росфиннадзора было осуществление проверок, в т.ч. и выездных, в организациях, финансируемых из бюджета. В связи с этим хотелось бы узнать, какие проверки осуществляет Казначейство в настоящий момент и какие организации могут попасть в число проверяемых?

Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, Федеральное казначейство осуществляет контроль:

- за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- за соблюдением законодательства о контрактной системе в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), направленных на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры;

- за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки;

- за осуществлением органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона о контрактной системе.

При реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере объектами контроля являются не только прямые получатели средств федерального бюджета (главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета), но и все получатели, которым предоставлены межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты из федерального бюджета.

Также объектами контроля являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия в соответствии с законом о контрактной системе для федеральных нужд, региональные операторы, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), в части осуществления ими контроля за соблюдением Федерального закона о контрактной системе.


Вопрос № 10: Наша организация оказывает услуги филиалу заказчика, который находится в нашем регионе, а сам контракт заключен с головной организацией, находящейся в другом регионе. Мы, как поставщик, все услуги оказываем вовремя, регулярно высылаем в адрес заказчика (то есть головной организации, которая осуществляет расчеты с поставщиками) бухгалтерские документы и акты выполненных работ. Однако уже на протяжении нескольких месяцев не можем выстроить финансовую дисциплину: акты и платежные документы теряются (хотя пересылка идет заказными письмами), оплата задерживается и т.д. Со своей стороны пока не хотим доводить дело до суда, ищем пути разрешения вопросов, ведем переговоры с заказчиком. В этой связи вопросы:

- является ли Казначейство органом, который контролирует выполнение обязательств заказчика в части оплаты товаров, работ, услуг, которые заказчик приобретает в рамках ФЗ N 44-ФЗ?

- какие меры воздействия Казначейство может применить к подобному заказчику-должнику?

Орган Федерального казначейства не наделен полномочиями по контролю за исполнением обязательств заказчика перед поставщиком. Обязательства государственного заказчика и поставщика определяются условиями государственного контракта, контракта, договора (соглашения).


Вопрос № 11: В чем заключается казначейское сопровождение госконтракта? Какие виды контрактов подлежат обязательному казначейскому сопровождению?

Казначейское сопровождение представляет собой проведение и учет операций с целевыми средствами на лицевых счетах юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства.

Целевые средства предоставляются юридическим лицам на основании:

1. Государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения федеральных нужд.

2. Договоров (соглашений) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций, договоров о предоставлении взносов в уставный (складочный) капитал юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), договоров о предоставлении вкладов в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы.

3. Контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых федеральными бюджетными или автономными учреждениями.

4. Контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов учреждений, указанных в п. п. 1 - 3.

Казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений) обеспечивает целевое использование и эффективное расходование бюджетных средств, так как выплаты осуществляются "под потребность", при предоставлении документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.


Вопрос № 12: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 249 "О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу" открывается ли головному исполнителю по государственному контракту лицевой счет в органе Федерального казначейства?

В соответствии с указанным нормативным актом под казначейское сопровождение подпадают все средства при расчетах между заказчиком и подрядчиком (независимо от суммы и от наличия аванса). Исключение составляют государственные контракты, заключаемые Министерством обороны РФ; иными государственными заказчиками, если при исполнении государственных контрактов осуществляется банковское сопровождение; государственными заказчиками в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом; Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

Таким образом, в случае если головной исполнитель в рамках государственного оборонного заказа подписал контракт, условиями которого предусмотрено открытие счета в органе Федерального казначейства, то он обязан его открыть.


В завершении интервью хочется отметить, что 2017 год для нас юбилейный. Казначейская система отмечает свое 25-летие!

Казначейство растет и развивается. Внедряются новые сервисы и технологии. Круг полномочий год от года существенно расширяется.

Хочу сказать, что благодаря команде настоящих профессионалов, которыми являются сотрудники нашего Управления, нам удается успешно справляться со всеми поставленными задачами на высоком профессиональном уровне.

Пользуясь возможностью, хочу поздравить всех казначеев с предстоящим юбилеем и пожелать дальнейших успехов в решении поставленных задач!


Возврат к списку