ГлавнаяО компанииНовостиКонсультант ПлюсУчебный центрСеминарыДополнительные сервисыСотрудничество

Уважаемые посетители сайта!

Компания "КонсультантКиров" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управлений. У посетителей нашего сайта есть прекрасная возможность напрямую обратиться к должностному лицу и получить ответы на интересующие вопросы от компетентных специалистов.

Полный текст интервью публикуется на сайте и в газете "КонсультантКиров". 

Прошедшие интервью:

Интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Е.Н. Сорокиной

Интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Е.Н. Сорокиной

ТЕМА: «Изменения в сфере регистрации недвижимости с 2017 года».

Интервью состоялось 3 апреля 2017 года                                     



Вопрос № 1. Как с января 2017 года проходит регистрация садовых участков? Какие документы для этого необходимы?

Вступивший в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в целом сохранил существовавший ранее порядок регистрации прав на садовые земельные участки.

Вместе с тем хочется обратить внимание на следующие изменения, внесенные Законом о регистрации в общий порядок регистрации прав на садовые участки. Так, в соответствии с положениями Закона о регистрации:

1. Сократился срок государственной регистрации прав, в том числе и на основании сделок купли-продажи, который составляет семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (ранее срок регистрации составлял 10 рабочих дней), если с заявлением о регистрации заявители обращаются в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, то к сроку регистрации прибавляется еще 2 рабочих дня; при этом государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов при обращении в регистрирующий орган с заявлением на бумажном носителе будет осуществлена в течение 3 рабочих дней (при обращении в МФЦ этот срок составит 5 рабочих дней), в случае поступления заявления в орган регистрации в электронной форме регистрация осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов (статья 16).

2. Установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления направить в электронном виде в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в случае, если право возникает на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления (часть 2 статьи 19).

3. При осуществлении государственной регистрации права собственности на садовый участок на основании сделки купли-продажи не требуется в обязательном порядке согласия третьих лиц на совершение сделки, за исключением случая, когда из федерального закона следует, что без согласия третьего лица такая сделка купли-продажи является ничтожной (пункт 15 части 1 статьи 26).

4. Если сведения о садовом земельном участке отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), его кадастровый учет и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно, в частности в случае образования земельного участка (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд) и прекращения существования садового земельного участка, права на который зарегистрированы в ЕГРН. В случае если сведения о земельном садовом участке уже содержатся в ЕГРН, то государственная регистрация перехода права собственности и подтверждение ранее возникших прав на такой земельный садовый участок осуществляются без одновременного кадастрового учета последнего. К исключительным ситуациям, при которых кадастровый учет садовых участков осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав, относятся, в частности, случаи образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, прекращения существования земельного участка, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, а также изменения основных характеристик земельного участка в реестре объектов недвижимости ЕГРН (статья 14).

5. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на садовый участок и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (часть 2 статьи 18).

В стандартный перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в том числе и на садовый земельный участок, входят следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации права собственности (оригинал);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал); если действует представитель, то также представляется документ, подтверждающий полномочия представителя (если законный представитель несовершеннолетнего ребенка - свидетельство о рождении (оригинал и копия), если представитель действует по доверенности, то доверенность в нотариальной форме (оригинал и копия));

3) правоустанавливающий документ на заявленный к регистрации земельный участок (подлинник и копия).

Отмечаем, что осуществление регистрационных действий возможно при условии уплаты государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, который для физических лиц составляет 350 рублей (статья 17 Закона о регистрации). Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе (пункт 7 статьи 18 Закона о регистрации).

Однако если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются (статья 25 Закона о регистрации).

Государственный кадастровый учет земельных участков в ЕГРН в связи с образованием либо изменением основных характеристик таких земельных участков осуществляется по общему правилу на основании межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, часть 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").

Требования к межевому плану регламентированы положениями статьи 22 Закона о регистрации. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.

Вопрос № 2. Какова процедура постановки на кадастровый учет многоквартирных жилых домов? Каким уполномоченным органом осуществляется данная процедура с января 2017 года?

Как и ранее, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

В Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N 218-ФЗ) определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав на объекты недвижимости.

К таким случаям относится государственный кадастровый учет в отношении здания, являющегося многоквартирным домом (МКД).

Кадастровый учет многоквартирного дома и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом всех расположенных в таком доме жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в нем машино-мест (ч. 5 ст. 14, ч. 4 ст. 40 ФЗ N 218-ФЗ). Кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учет МКД осуществляется на основании технического плана, который в обязательном порядке содержит полученную по результатам кадастровых работ информацию, необходимую для осуществления государственного кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме (ч. 15 ст. 24 Закона о регистрации).

Государственный кадастровый учет МКД осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления согласно ч. 5. ст. 14 ФЗ N 218-ФЗ.

В данном случае кадастровый учет осуществляется по заявлению лиц, указанных в ч. 2 ст. 15 ФЗ N 218-ФЗ, в частности по заявлению органа, которым выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию

По смыслу ч. 1 ст. 19 ФЗ N 218-ФЗ органы, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, направляют в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Загрузка сведений в информационную систему ЕГРН и проведение первичной проверки сведений осуществляются филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Кировской области.

Органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, является Управление Росреестра по Кировской области, решение о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет принимается государственным регистратором.

Вопрос №3. Как кадастровый инженер может обжаловать в судебном порядке отказ и приостановку осуществления кадастрового учета после 1 января 2017 года?

В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), вступившего с законную силу с 01.01.2017, решение о приостановлении государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда Закон о регистрации допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, могут быть обжалованы в административном порядке кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав в соответствующем субъекте Российской Федерации для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Обжалование указанного решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после его обжалования в апелляционную комиссию (часть 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").

Согласно части 12 статьи 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Вопрос №4. Что изменилось с 1 января 2017 года в порядке регистрации прав на объекты недвижимости при совершении сделок купли-продажи?

1. В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), вступившего в законную силу с 01.01.2017, сократился срок государственной регистрации прав, в том числе и на основании сделок купли-продажи, который составляет семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (ранее срок регистрации составлял 10 рабочих дней).

Если с заявлением о регистрации заявители обращаются в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, то к сроку регистрации прибавляется еще 2 рабочих дня.

2. В случае если право возникает на основании договора купли-продажи недвижимого имущества с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, часть 2 статьи 19 Закона о регистрации обязывает орган государственной власти или орган местного самоуправления направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости.

3. При осуществлении государственной регистрации права собственности на основании сделки купли-продажи не требуется в обязательном порядке согласия третьих лиц на совершение сделки, за исключением случаев:

- если без согласия третьего лица такая сделка купли-продажи ничтожна;

- если отчуждаемое по договору купли-продажи жилое помещение находится в залоге и было приобретено с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа.

В данном случае в соответствии с частью 5 статьи 38 Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными, запись об этом будет вноситься в особые отметки по объекту недвижимости, и в последующем данная информация будет отражаться в выписке из ЕГРН по объекту недвижимости.

4. Согласно статье 43 Закона о регистрации в случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество (правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения) превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте Росреестра в сети Интернет http://www.rosreestr.ru.

Вопрос №5. Предприятием зарегистрировано право собственности на автодороги и железнодорожные пути как на объекты недвижимости. В настоящее время данные объекты возможно относить к движимому имуществу. Можно ли предприятию перевести данные объекты в категорию движимого имущества и в каком порядке?

Прекращение существования объекта недвижимости согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) подтверждается проведением государственного кадастрового учета - внесением в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества.

Прекращение прав на объекты недвижимости подтверждается осуществлением государственной регистрации прекращения прав путем внесения в ЕГРН записи о погашении прав (часть 3 статьи 1 Закона о регистрации), для чего в орган регистрации прав собственником объекта недвижимости в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона о регистрации одновременно представляются заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.

В соответствии со статьей 23 Закона о регистрации заявитель должен представить акты обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером, в установленном федеральным законом порядке.

Вопрос №6. Здание принадлежит организации на праве оперативного управления, в данном здании отдельные помещения передаются на праве аренды. Были поданы документы на регистрацию, однако регистрация была приостановлена по причине непредставления документов, подтверждающих проведение кадастрового учета в отношении отдельных помещений в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости". Какие документы обязан представить заявитель для регистрации договора аренды отдельных помещений в здании, принадлежащем арендодателю на праве оперативного управления, чтобы государственная регистрация была произведена?

Если в аренду передается часть здания, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в частности помещение, государственный кадастровый учет такой части здания осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания без соответствующего заявления (часть 5 статьи 44 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются документы, указанные в пункте 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, а именно технический план. В соответствии со статьей 24 Закона о регистрации заявитель должен представить технический план, подготовленный кадастровым инженером в соответствии с требованиями, установленными статьей 24 Закона о регистрации, приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 N 953.

Вопрос №7. Какими документами собственник может теперь подтвердить право собственности на недвижимость? Например, что продавец должен показать покупателю при продаже квартиры? Как обезопасить себя от мошенников?

Любое лицо может получить по запросу на конкретный объект недвижимости общедоступные сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в виде выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. В запросе должны быть указаны данные по объекту (кадастровый номер, адрес (местонахождение)), позволяющие идентифицировать объект недвижимости.

Запрос может быть предоставлен по усмотрению заявителя лично через любой из офисов КОГАУ "МФЦ" на территории г. Кирова и Кировской области, почтовым отправлением по адресу: 610020, г. Киров, ул. Преображенская, д. 8, в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на сайте rosreestr.ru.

При этом отмечаем, что запрос, направляемый почтовым отправлением, по форме и содержанию должен соответствовать приказу Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968. Форму запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, Вы можете найти в приложении N 1 к Порядку, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968, справочной правовой системе КонсультантПлюс, на Интернет-портале государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде (rosreestr.ru).

В случае направления запроса на предоставление сведений из ЕГРН заявителем в электронной форме запрос заверяется электронной цифровой подписью заявителя.

За предоставление сведений из ЕГРН предусмотрено взимание платы в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".

Плата для физических лиц за выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости для физического лица в виде бумажного документа составляет 400 рублей, в виде электронного документа - 250 рублей.

Вопрос №8. Оформила наследство. Получила свидетельство о праве на наследство по закону. Слышала, что сейчас нотариус может сам направить в регистрирующий орган (Росреестр) сведения о наследстве. Нужно ли мне самой в таком случае обращаться за регистрацией возникшего права и уплачивать госпошлину?

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N 218-ФЗ) одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является свидетельство о праве на наследство.

Частью 14 статьи 32 ФЗ N 218-ФЗ предусмотрена возможность направления нотариусом в орган регистрации прав сведений о выдаче такого свидетельства о праве на наследство. Порядок направления таких сведений устанавливается Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1. Однако в настоящее время применение указанного положения Закона невозможно из-за отсутствия законодательного регулирования порядка направления таких сведений.

Таким образом, за государственной регистрацией права собственности наследник может обратиться в регистрирующий орган самостоятельно, кроме того, заявление о государственной регистрации прав может быть подано нотариусом, выдавшим свидетельство о праве на наследство (ст. 86.2 Основ законодательства РФ о нотариате; п. 5 ч. 3 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).

Возможность обращения нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, за государственной регистрацией прав (в случае, если государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета) предусмотрена п. 5 ч. 3 ст. 15 Закона N 218-ФЗ.

При этом необходимо учитывать, что обращение нотариуса или его работника не освобождает лицо, в пользу которого совершаются регистрационные действия, от уплаты государственной пошлины, поскольку согласно п. 2 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается плательщиком, которым признается лицо, в отношении которого совершается государственная регистрация права.

В случае если заявителем является нотариус, подлежащие выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы выдаются нотариусу или его работнику, уполномоченному в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (ч. 16 ст. 29 ФЗ N 218-ФЗ).

Вопрос №9. Хотел заказать выписку из ГКН для уточнения кадастрового номера квартиры. Мне сказали, что с 1 января 2017 года такая услуга не предоставляется. Как можно уточнить кадастровый номер объекта?

Для уточнения кадастрового номера объекта недвижимого имущества (квартиры) возможно получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), по адресу данного объекта.

С 01.01.2017 сведения предоставляются в соответствии со статьями 62, 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в виде выписки из ЕГРН (выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости).

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе формы запросов о предоставлении сведений, порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 (далее - Порядок).

Для получения сведений в отношении объекта недвижимого имущества необходимо составить запрос по форме, утвержденной приказом N 968.

Запрос может быть представлен в форме документа на бумажном носителе путем отправки почтовым отправлением в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области по адресу: 610020, г. Киров, ул. Преображенская, д. 8 (с 01.01.2016 полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, наделен филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области), либо при личном обращении в КОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", либо в форме электронного документа путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте и едином портале, в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов.

За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата, размер которой установлен приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".

Размер платы для физических лиц за предоставление выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в виде бумажного документа составляет 400 рублей, в виде электронного документа - 250 рублей.

Однако если не нужен официальный документ в виде выписки из ЕГРН, то необходимую информацию возможно найти на сайте Росреестра по адресу: www.rosreestr.ru.

Для этого на главной странице Росреестра необходимо выбрать вкладку "Физическим лицам", далее по вкладке "Открытая служба" перейти в "Открытые данные", далее в сервисах выбрать "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме on-line", где в поисковой системе, сформировав запрос, по адресу интересующего объекта недвижимого имущества можно получить интересующую информацию.

Вопрос №10. Могу ли я огородить земельный участок во дворе многоквартирного дома и оформить его как машино-место?

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации машино-место - это часть здания или сооружения, предназначенная для размещения транспортных средств, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в соответствии с требованиями, установленными частью 6.1 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а именно посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.

Таким образом, огораживание части земельного участка, в том числе и во дворе многоквартирного жилого дома, не сделает из последнего объект недвижимости - машино-место.

Вопрос №11. Когда планируется выдача бумажных свидетельств о госрегистрации права собственности? Можно ли будет заменить выписки из реестра на полноценное свидетельство?

Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

Следовательно, действующим законодательством выдача свидетельств о государственной регистрации права собственности, в том числе повторных и взамен выписки ЕГРН, не предусмотрена.

Вопрос №12. В статье 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ одним из оснований приостановления регистрации прав было отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, за исключением земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В пп. 25 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ приостановление государственной регистрации осуществляется в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным. При этом в статье 49 Закона установлены особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и указан перечень представляемых документов, в котором отсутствует кадастровый план участка.

Вопросы: 1) Как соотносятся эти нормы?

2) Означает ли это, что представление кадастрового плана для регистрации земельного участка по ст. 49 Закона N 218-ФЗ не требуется?

3) Если кадастровый план имеется и в нем есть ссылка на межевание, проведенное очень давно, необходимо ли повторное межевание при продаже такого участка после 01.01.2017?

Вопрос №13. Пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 22.12.2014 N 447-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ), следовательно, норма о том, что с 1 января 2018 года запрещается любое распоряжение земельными участками, в отношении которых в ГКН отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, отменена. Никакой аналогичной нормы не принято?

Одним из направлений плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р (далее - "Дорожная карта"), является направление 21 "Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о точных границах земельных участков и местоположении зданий и сооружений", в соответствии с которым с 01.01.2018 подлежат исключению из законодательства положения, допускающие внесение сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельных участков (подпункт 21.4).

При этом Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) уже с 01.03.2010 содержал такое основание для приостановления государственной регистрации прав на земельный участок, как отсутствие в государственном кадастре недвижимости в отношении заявленного к регистрации земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных названным Законом и иными федеральными законами, которые должны были действовать до 01.01.2018. Данное ограничение в Законе N 122-ФЗ установлено положениями Федерального закона от 22.12.2014 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 447-ФЗ).

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), в связи с чем с 01.01.2017 утратили силу положения Закона N 122-ФЗ и Закона N 448-ФЗ, в том числе и в указанной выше части.

Действующая в настоящее время редакция Закона о регистрации не содержит основания для приостановления государственной регистрации прав, аналогичного основанию, содержавшемуся в Законе N 122-ФЗ, в силу которого ограничивалось распоряжение земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос №14. В пп. 45 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ приостановление государственной регистрации осуществляется в случае, если местоположение объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или иному описанию местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса).

Означает ли данная норма необходимость представления технического плана здания, соответствующего новым требованиям (при наличии старого технического паспорта), в случае регистрации перехода права на недвижимое имущество после 1 января 2017 года?

Проверка местоположения объекта недвижимости, определяемого согласно описанию месторасположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, на соответствие адресу такого объекта недвижимости (при его наличии) или иному описанию его местоположения (при отсутствии адреса), предусмотренная пп. 45 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, проводится только в случае представления содержащих указанные сведения документов для проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

При регистрации перехода права на ранее учтенный объект недвижимости представление технического плана (либо иного документа, содержащего описание контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства) не требуется.

Читайте продолжение


Возврат к списку